Первые впечатления: Yamaha TDM850

By Colin MacKellar, Dutch Desk

 

Обновленная версия модели класса "Adventure Sports", отметившей свой пятилетний юбилей на рынке, претерпела несколько изменений. Желто-серебристая цветовая схема этого года, ставит TDM в один ряд с наиболее удачными и заметными мотоциклами, когда-либо выпущенными Ямахой. Видимо, перелистывая книгу мотоциклетного европейского дизайна, Ямаха наткнулась на страницу, на которой были изображения таких творений, как Bimota Mantra или Aprilia Moto 6.5. Следуя ожиданиям потенциальных владельцев, Ямаха выпустила на рынок мотоцикл, который выглядит именно так, как и положено модели с ее имиджем. Тем не менее этим ожиданиям, кажется, суждено немного поблекнуть, потому что несмотря на весь свой блеск и техническое совершенство, у TDM до сих пор имеется ряд проблем, которые не позволили ему в полной мере насладиться успехом в прошлом.

Наиболее примечательное техническое новшество заключается в обновленном 10-клапанной 849-кубовой двухцилиндровой вертикальной силовой установке. Задавшись целью оптимизировать отдачу мощности, японские инженеры сместили взаимное расположение шатунных шеек коленвала и теперь угол между ними составляет 270, а не 360 градусов, что повлекло за собой изменение момента зажигания. Уменьшение интервала работы цилиндров призвано улучшить тягу на заднем колесе - именно такая схема используется в моторах 500-кубовых гоночных мотоциклов класса Гран-При. Остается спорным вопрос, насколько оправдано применение подобной схемы на 80-сильном четырехтактном двухцилиндровом рядном двигателе объемом 850 кубов, но, без сомнения, это был совсем неглупый ход со стороны Ямахи. Такой же двигатель устанавливается на модель TRX850, которая однозначно нацелена на рынок владельцев Ducati - по крайней мере звук нового мотора невозможно отличить от итальянской двухцилиндровой V-образной двойки. И, надо сказать, это поистине чарующий звук. Раскрутите движок до 4000 оборотов, резко добавьте газу - и наслаждайтесь этим прекрасным и слегка неровным ревом в диапазоне от 4 до 7 тысяч.

Мотор отлично тянет, начиная с 4 тысяч об/мин, причем тяга остается неизменной вплоть до красного сектора тахометра и не снижается до самого конца шкалы - ограничитель оборотов вмешивается лишь на 9400. Такого рабочего диапазона достаточно, чтобы на "светофорных гран-при" тягаться на равных почти с любыми из самых бескомпромиссных спортбайков. На более низких оборотах мотоцикл не столь тяговит, а если опуститься ниже 3000, чувствуется задумчивость. В промежутке между 3000 и 4000 об/мин тяга не столь сильна, но довольно равномерна (плоский участок кривой момента), и если в этом диапазоне резко увеличить подачу газа, то мотор начинает здорово вибрировать. С ростом оборотов вибрации уходят и на крейсерской скорости легкое жужжание двигателя ощущается лишь через подножки.

TDM оснащен пятискоростной коробкой передач, и благодаря довольно плоской кривой момента необходимости в еще одной передаче нет. Передаточные числа подобраны очень грамотно, хотя расстояние между первой и второй могло бы быть и поменьше, особенно если принять во внимание нервозность движка на низких оборотах. Коробку шумная - кажется, попытки Ямахи изменить что-то в этой области не имели успеха. Однако переключения с 3 до 5 и обратно просто идеальны, а вот между 1 и 2 коробка громко щелкает, и между 2 и 3 стоит посильнее нажимать на лапку во избежание появления ложной нейтрали. Как и в предыдущей модели, после сброса газа и при последующем наборе оборотов вслед за переключением передачи мотор в ответ на поворот ручки газа нервно подергивается, но вслед за этим всегда следует ровный разгон.

Начиная с самой первой модели TDM, особое внимание Ямаха уделяла конструкции ходовой части. В этом году диаметр труб передней вилки увеличился на 2 мм и достиг 43 мм. Производитель отказался от использования резиновых суппортов крепления руля. О шинах Michelin Macadam, которыми мотоцикл оснащается в стандарте, имеются противоречивые суждения, но мы считаем, что они хорошо выполняют свою функцию - в ходе испытаний TDM всегда оставался словно приклеенным к дорожному полотну. Тормоза просто отличные, и обладают хорошими линейными характеристиками и мощностью, достаточной, чтобы выполнить стоппи.

Посадка идентична той, что принята на всех мотоциклах класса dualsport (эндуро типа Tenere, Dominator, Transalp, KLE650 и проч. - Прим. перев.). Сидеть в такой позе на любом спорте было бы полнейшим крахом всех надежд на победу, да и на спорт-турерах это не принято. Уже по одной это причине TDM нельзя однозначно отнести ни к той, ни к другой категории, хотя он способен в них на многое. Ручки руля разнесены в стороны и высоко подняты, что облегчает управление и, как результат, на небольших скоростях маневренность очень хорошая. По мере набора скорости, причем неважно, движетесь ли вы по хайвею с максимальной скоростью или активно перекладываетесь в крутых виражах, туловище само собой слегка наклоняется вперед, и вы с удивлением обнаруживаете, что такое положение удобно и естественно. Развитый в верхней части обтекатель хорошо отсекает ветер от верхней части тела, но плечи и руки не особо защищены от него. В таких условиях совершенно не вызывает усталости движение в режиме 5000 об/мин и на скорости около 140 км/ч, единственное дискомфортное чувство - от затекающей "пятой точки". Небольшая усталость от седла начинает ощущаться примерно через час езды, но с ней быстро свыкаешься. Прохват по немецкому автобану продемонстрировал скоростные возможности - мотоцикл набрал заявленные 220 км/ч (130 миль/ч). На этой скорости тахометр показывает 8 тысяч оборотов, так что вполне можно было бы завалить стрелку еще немного, но здравый смысл восторжествовал, и мы убрали газ, тем самым сбросив скорость до привычных "круизных" 160 км/ч.

Эргономика мотоцикла остается на высоте. До переключателей легко дотянуться пальцами рук. Четкость включения тоже порадовала. Зеркала ясные, не вибрируют и, что самое главное, позволяют обозреть нечто большее, чем свои собственные плечи. Фары достаточно эффективны для движения по ночным дорогам. Но и тут не обошлось без небольших недостатков, испортивших общую картину. К запирающемуся на замок седлу придется привыкать - поставить его на свое место поначалу сложновато. Подсветка спидометра не освещает одометр, и на панели отсутствует датчик топлива (речь идет о старой модели - Прим. перев.). Приходится оценивать оставшийся запас бензина по пробегу. Боковая подножка слишком коротка, и на ней нет пружины, которая доводила бы ее до крайнего открытого положения - есть риск уронить мотоцикл, поставив его на не полностью выдвинутую подножку.

Впрочем, несмотря на это, у TDM имеются все предпосылки для того, чтобы стать отличным мотоциклом для людей с совершенно разными интересами. Он понравится гонщикам, которым захотелось попробовать чего-то другого; самодовольным типам, которые вальяжно катаются по парижским бульварам, выставляя себя напоказ; городским террористам, стартующим на заднем колесе от каждого светофора; туристам, которые в выходной день захотят скрыться от городского стресса. Интересно, а как эта модель будет чувствовать себя в Новом Свете? Не стоит с нетерпением ждать ответа, сдерживая дыхание - у Ямахи пока что нет планов импортировать TDM в США.

 

Используются технологии uCoz