24 часа вместе с TDM

from: MotorRijder Magazine 10/97 970516-970607 - original title: DE 24 UREN VAN DE TDM - story: Jo VERLUYTEN, Thierry SARASYN - adapted&translated by: Didier GATEZ - topic: Riding comfort / Maxia GiVi cases

 

 

Для меня TDM - это что-то особенное. Это первый тестбайк, который был передан мне для испытаний. Не стандартный, подпадающий в рамки общепринятой классификации мотоцикл, а странный, необычный зверь, "гибридный байк", как сказал мой коллега, вручивший мне ключ зажигания. В нем есть всего понемножку.

Он однозначно нестандартен, но после испытаний у меня остались от него лишь положительные ощущения. Повороты на нем проходятся быстрее, чем ожидаешь вначале, а тяга двух цилиндров совсем неплоха. Как рама, так и рядная 850-кубовая двойка доставили мне немало приятных сюрпризов.

Вначале тест проводился в городской толчее и прочей обстановке, привычной для TDM'а. Теперь - задача посложнее. Нам предстоит добраться до Ле-Мана и успеть на первый этап чемпионата мира по 24-часовым гонкам на треке, а потом побить этот маленький рекорд по дороге обратно, если такое вообще возможно. Наша цель: успеть в Ле-Ман к 3 часам пополудня, к старту первого этапа. TDM должен помочь нам в этом и как можно быстрее разделаться с многокилометровой лентой асфальта.

На дискуссии о том, что взять с собой из багажа, где по дороге остановиться на барбекью или отдохнуть и спокойно половить рыбу, нет времени. Запихиваем сумку с камерой, пару забных щеток и сменные носки в тэнкбэг - и вперед!

Еще не проснувшись до конца, упираемся во французскую границу. Скорость скорее "круизная", но не более того, потому что каждый раз, заслышав шум мотоциклетного двигателя, копы так и тянутся к своим спидганам. Эти бесплатные дороги не радуют ни нас, ни шины нашего мотоцикла - слишком много ухабов. Но мотоцикл, казалось, не очень возражает против них и подвеска ни разу не подвела. Ни нашим спинам, ни почкам не было суждено пострадать от пробоев.

Защита от ветра

TDM обеспечивает на удивление хорошую защиту от всего того, чем бросается в нас по дороге мать-природа. Хотя, оценив размеры обтекателя, этого не скажешь. Форма его такова, что ветер не достигает туловища, если только вы не обладает ростом Майкла Джордана.

Сразу после пересечения границы мы прибавили скорость. На 160 км/ч стрелка тахометра держалась в пределах оптимальных 6000 об/мин. Быстрый поворот головы, чтобы проверить, как там поживает сзади моя пассажирка - и в ответ она выставляет вверх большой палец. Очевидно, ей не на что жаловаться. Очень часто бывает так, что хорошая защита водителя от ветра становится причиной сильных завихрений и поистине штормовых порывов позади него, но в данном случае это было не так, по крайней мере на скорости 160 км/ч.

По дороге домой нам пришлось сбросить скорость: парижские магистрали были заблокированы ужасающими пробками, и нам пришлось продираться между многочисленными Пежо и Рено. Высокая посадка обеспечивает хорошую видимость над крышами легковых машин, а сочетание высокой маневренности мотоцикла, широко разнесенному рулю и способностью двигателя легко раскручиваться с низких оборотов мы прорезали пробку как нож - масло.

Теперь нам пришлось наверстывать упущенное время. На скорости 180 км/ч мы стали нагонять многочисленных мотоциклистов, направляющихся в Бельгию. Естественно, с усилившимся ветром комфорт уменьшился, шум набегающего воздушного потока стал давить на уши, но несколько сотен километров это можно было вытерпеть - как раз до бельгийской границы, после которой здравый смысл и опасение пообщаться с полицейскими возобладали. Мы сбросили скорость.

На повышенных скоростях движения приходится чаще посещать бензоколонки, и это логично. Только один раз за всю поездку TDM выпил 10 литров бензина на 100 км пути - но тогда мы покрыли дистанцию в 200 км менее чем за полтора часа. По моим оценкам, на скорости 140 км/ч TDM с пассажиром на заднем сидении и багажом потребляет около 7.5 литра.

Встреченные нами на заправке мотоциклисты удивились, как нам удается держать такой темп. Для владельцев CBR, YZF, GSX и ZX стало откровением то, что наш "гибрид" мог в течение длительного времени передвигаться с постоянной крейсерской скоростью 180 км/ч. Конечно, все они могут ехать быстрее, и многие из таких пилотов не преминули напомнить нам об этом, но когда мы достигли очередной пробки на подъезде к городу, я заметил, что дистанция между нашим TDM и теми, кто следовал вслед за нами, стала неуклонно увеличиваться, при этом я вовсе не старался им ничего доказать, просто так получалось само собой.

Получается, что TDM одинаково хорошо справляется как с маневрированием в пробках, так и с прострелами "из точки А в точку Б". Но кроме этих ходовых качеств, нам предстояло оценить еще кое-что. Этот мотоцикл передают нам на длительные испытания. Ему предстоит пройти вместе с нами 50 тысяч километров, а поэтому необходимо подготовиться для дальних поездок: так как насчет кофров и дополнительной защиты от ветра?

Кофры

Чтобы не вести слишком уж спартанский образ жизни в дальних поездках, мы приобрели три жестких кофра производства фирмы Givi. Удивительно, что мотоцикл после их установки приобрел совершенно другой вид. Выбранные нами кофры были не самыми маленькими. Объем верхнего - 46 литров, и это означает, что он вмещает два шлема. Эластичные ленты внутри кофра предотвращают несанкционированные перемещения предметов во время езды. Кроме отражающих элементов, есть возможность установить дополнительный стоп-сигнал, но мы решили, что в случае с TDM в этом нет необходимости. А после установки двух боковых кофров по 40 литров каждый мы поняли, что теперь количество вещей, которые мы можем загрузить, стало поистине безграничным. И еще одна деталь, такая важная для нашего климата - все, что вы кладете в кофры Givi, остается совершенно сухим. Наш фотограф, который с готовностью регулярно вешает на нас свой багаж, может это подтвердить.

Легкосъемная конструкция

Нашего мула можно быстро и легко избавить от взваленной на него поклажи. Кофры оснащены системой Monokey, благодаря которой для всех операций с ними требуется всего один ключ. А чтобы поставить кофр на место, ключа не требуется вовсе - он просто скользит по направляющим и защелкивается на кронштейне. Так что когда кофры вам не нужны, просто снимите их с кронштейнов и оставьте дома. Нет смысла кататься с пустыми ящиками - еще и потому, что с боковыми кофрами типа XE380 мотоцикл становится на 84 см шире, что резко снижает его способности протискиваться в городской толчее.

В кронштейнах, на которых крепятся кофры, установлены повторители сигналов поворота. Дизайн радует глаз, а дополнительные мигалки видны под любым углом зрения. Но надо осознавать, что установка полного комплекта кофров повлияет на поведение мотоцикла на дороге. Темп, который мы задали во время поездки в Ле-Ман, удивил многих моих коллег. Верхний и боковые кофры практически не оказывают отрицательного влияния на устойчивость мотоцикла даже на большой скорости, хотя на скорости более 180 км/ч на руле возникают нежелательные вибрации ("шимми"), а при разгоне до 190 км/ч они усиливаются. От пританцовывания удается избавиться сбросом скорости до 140 км/ч. Да-да, именно до 140 - лишь на этой отметке мотоцикл успокаивается.

Еще один момент, который стоит отметить - это то, что при загрузке кофров снижается нагрузка на переднее колесо, и оно быстрее стремится оторваться от земли при разгоне. Кому-то это может даже понравиться.

Хорошее вложение денег

Какие же преимущества дает установка жестких кофров на мотоцикл? Прежде всего вы получаете дополнительный полезный объем для перевозки багажа. Кофры абсолютно не сковывают движений на пилота, ни пассажира. Многие верхние кофры оснащаются спинкой для пассажира - большой плюс. Они легкосъемные, поэтому в считанные секунды позволяют изменять конфигурацию мотоцикла по вашему усмотрению. Но из-за присущего им аэродинамического эффекта вам, возможно, придется слегка пересмотреть стиль езды и вместо привычных 180 км/ч держать крейсерские 140. В любом случае, на большинстве европейских дорог максимально разрешенная скорость не более 120 км/ч.

И наконец, это приобретение наверняка отразится на вашем банковском счете. Полный комплект кофров Givi, установленных на нашем TDM, включая кронштейны, верхний кофр Givi Maxia, оба боковых кофра Givi XE380 и крепеж для TDM обошлись нам в 31357 бельгийских франков. Это большие деньги, но вы многое получаете взамен. И конечно, вы можете выбрать кофры размером поменьше, это обойдется дешевле. Кофры поставляются в различных цветовых комбинациях и, кроме того, их крепления универсальны, то есть любой кофр Givi можно установить на любой кронштейн Givi - на случай, если вам время от времени вздумается менять кофры.

 

 

Используются технологии uCoz