'97 TDM850
Белая ворона
Мир производителей мотоциклов уже давно живет по правилам однозначной классификации, согласно которой каждая новая модель мотоцикла подпадает под определенную категорию, описывающую ее функциональное предназначение. Соответственно, каждому классу мотоциклов свойственны те или иные качества и функции, которые он призван выполнять. Это может быть спортбайк, турист, городской аппарат для коротких поездок, эндуро/кроссач, и т.д. На самом деле, мы видим, что на многих мотосайтах мотоциклы классифицируются именно по таким критериям. Видимо, их авторы, стремясь упростить поиск, ошибочно полагают, что в наши дни люди уже не ищут, скажем, конкретную модель, например, GSX-R750, а охотятся за мифическим "спортбайком". Считается, что просто просматривать объявления в алфавитном порядке потенциальному покупателю будет утомительно, поэтому ему предлагается сразу жестко ограничиться рамками определенной категории.
А между тем Yamaha TDM850 не очень хорошо вписывается ни в одну из возможных классификаций. Когда шесть лет назад впервые был начат выпуск этой модели, ее стиль был не похож ни на одну из существовавших в то время моделей, да и с тех пор мало что изменилось. В дизайне просматривается влияние стиля эндуро - большой дорожный просвет, относительно плоский руль, но многое взято от дорожников, например, рядная двойка с цилиндрами большого объема, низкорасположенными выхлопными трубами и дорожной резиной. Этот мотоцикл, справедливо воспринятый многими как фан-байк, завоевал популярность в первую очередь благодаря своему незлобивому характеру. Он отлично управляется, на нем можно легко закозлить, не особо боясь падений, такой своеобразный аппарат класса "всего понемножку". В течение нескольких лет он претерпел некоторые изменения, последние из которых имели место в прошлом году и коснулись как облицовки, так и двигателя и ходовой части с целью отточить и без того неплохие ездовые качества.
И все-таки TDM850 остается своего рода белой вороной - ни один другой производитель не предлагает в гамме мотоциклов ничего подобного. Не говорит ли это о том, что он занял свою собственную рынку на нише, в которой, в общем-то, представлена всего одна модель?! Сама Ямаха относит этот аппарат к категории New Sports - как мы поняли, по большому счету так оно и есть. И уж никак нельзя относить TDM850 к классу более злобных и куда менее интеллигентных городских супермотардов, а ведь на презентации модели такие попытки предпринимались. Вот некоторые из наших мыслей, которые пришли нам в голову после двухнедельного общения с TDM.
Большой мотоцикл
Что удивляет при первом взгляде на этот мотоцикл? То, каким большим он кажется. Особенно высока передняя часть, в основном благодаря широко разнесенным ручкам руля и объемному переднему обтекателю, который плавными линиями переходит в бензобак. Переработанный дизайн прошлого года явно пошел на пользу - стиль TDM действительно уникален, и должны признаться, что аппарат смотрится на все сто. Новые сдвоенные фары не оставляют сомнений в схожести с глазами некоего неизвестного природе зверька, пластиковая облицовка более органична, и пусть красный цвет не произвел такого фурора, как желтый в прошлом году, тем не менее TDM - очень красивый мотоцикл.
TDM выглядит еще и довольно длинным, но это не только первое впечатление - так оно и есть. Он также тяжел, хотя скорее всего некоторый избыток веса ощущается из-за слегка повышенного центра тяжести. Когда снимаешь его с подножки и перебираешь ногами, то приходится прилагать больше усилий, чем ожидаешь поначалу. Передний обтекатель вынесен далеко вперед, по крайней мере так кажется с водительского места. Его удаленность от водителя тоже отчасти вносит свою лепту в ощущения увеличенных габаритов. Знайте, что высота сиденья нисколько не выше по сравнению с другими подобными моделями. Невысокие седоки могут испытывать из-за этого определенный дискомфорт, но большинству водителей среднего роста и выше не придется прилагать дополнительных усилий для того, чтобы удержать мотоцикл на светофоре в вертикальном положении.
Легок в управлении
Заводим мотор и включаем первую - сцепление плавное, не в пример многим другим моделям Ямахи. Четкое и громкое клацанье не оставляет сомнений в том, что передача включена. Развесовка и сбалансированность мотоцикла при движении на малой скорости очень хороша. Это один из тех аппаратов, на которых можно полностью остановиться, оставив ноги на подножках, и пройдет еще немало времени, прежде чем он начнет заваливаться вбок.
Двигатель - само совершенство. Очень плавный набор оборотов, кривая мощности ровная, без скачков или провалов, а качество смеси, поставляемой карбюраторами, позволяет двигателю увеличивать обороты очень уверенно вплоть до красной черты на тахометре - и далее до упора Ведь по сравнению с TRX - "братом" TDM'а - Ямаха сочла необходимым сделать передачи в коробке немного более короткими, поэтому при разгоне чувствуется больший запас мощности и двигатель легко выкручивается за красную черту. На любой передаче даже при полной загрузке стрелка тахометра легко загоняется за максимально допустимые обороты, при этом мотор тянет более чем уверенно, позволяя на пятой набрать заявленные 210 км/ч (130 миль/ч). Единственное, что может смазать впечатление - так это коробка передач. Пусть она и не настолько плоха, как на некоторых Хондах последних выпусков, но явно не самая лучшая. При переключении она клацает, а переключение происходит медленнее, чем хотелось бы, при этом усилие на рычаг могло бы быть и поменьше, однако если его ослабить, страдает четкость включения. Торопиться не надо - этим вы лишь увеличите вероятность появления ложной нейтрали - особенности, характерной скорее для туреров, но кто сказал, что TDM -не турер?
И не ждите от этого двигателя особого "двухгоршкового" звука - шумоглощение здесь выполнено на достойном уровне. На скорости 100 км/ч и выше мотора не слышно вообще - его шум полностью перекрывается шумом ветра. Отчасти этому способствует передний обтекатель, удаленное расположение которого приводит к тому, что завихрения воздуха на большой скорости образуются как раз в зоне груди и головы водителя, и избежать этого можно лишь одним способом - сдвинуться поближе вперед или наклониться к баку.
На извилистой трассе
Здесь TDM нас не порадовал и даже разочаровал. Нет-нет, он вовсе неплохо управляется, но при этом, несмотря на присущий ему имидж мотоцикла, чем-то близкого по стилю к классу эндуро, мы поняли, что кроссовый стиль прохождения поворотов здесь неуместен. TDM не из тех мотоциклов, на которых можно резко повернуть, сориентировав руль на выход из поворота, и полностью открыть газ. Тактика "point-and-shoot" не подходит - напротив, желательно сделать все плавно и заранее рассчитать кривую поворота, тогда TDM действительно раскроет свои возможности. Стоит допустить некорректность, перейти на "ты", не имея на то оснований, и он огрызнется в ответ или просто сорвется с траектории.
Причина этого кроется в подвеске. Она не слишком высокотехнологична. Передняя вилка мягкая, а ее демпфирующие свойства не из лучших. Задний амортизатор дает возможность быстро изменить силу предварительного поджатия пружины для перевозки пассажира, но не более того. Диапазон регулировок невелик, по крайней мере нам хотелось бы намного большего. Да и смещение стандартных положений как передней, так и задней подвесок в сторону увеличения жесткости сделало бы прохождение поворотов на высокой скорости более уверенным. Относительно высокий центр тяжести вкупе с мягковатой подвеской приводит к тому, что при торможении вес интенсивно перераспределяется вперед, вилка прожимается, и мотоцикл становится менее устойчивым, чем хотелось бы. При этом становится труднее почувствовать ту грань, на которой происходит срыв переднего колеса, особенно в повороте. В результате мотоцикл проявляет недостаточную поворачиваемость и старается распрямить траекторию именно в тот момент, когда этого требуется меньше всего.
С торможением - никаких проблем, несмотря на то, что тормоза - тоже не верх современных технологий. Четырехпоршневые скобы уверенно справляются с возложенной на них задачей, более того - не стоит никакого труда заблокировать переднее колесо, но ювелирно использовать все возможности тормозов трудновато из-за все того же перераспределения веса и мягковатой передней вилки.
Турер-дальнобойщик
Так где та стихия, в которой TDM сможет проявить все свои способности? Двигатель с плавными характеристиками, неторопливая коробка и мягкая подвеска - набор, характерный для турера, не так ли?
Посадка однозначно располагает к многокилометровым поездкам с утра до ночи. Сиденье не идет ни в какое сравнение с жесткими седлами спортбайков, к которым мы привыкли. Фактически, эта модель Ямахи представляет собой отличный вариант трансконтинентального турера. Особенно справедливо это замечание для тех, кто любит наслаждаться живописными видами, открывающимися по дороге: в дальнобойном круизе, в солнечный день, на крейсерских 130 км/ч вы оцените преимущества высокой посадки. Обзорность великолепна.
Передний обтекатель размещен немного далековато и его положение относительно водителя не самое оптимальное, но уж конечно не приходится говорить о водителе как о "мешке для сбора пыли". В общем, защита есть, и она весьма эффективна. Расход при очень активной езде составил порядка 5.6-5.8 л/100 км, так что пробег свыше 250 км до дозаправки - не проблема. Кронштейны подножек оснащены небольшими дополнительными площадками, позволяющими периодически менять положение ног в движении. Напоминают уменьшенные площадки для ног на чопперах, но вместе с тем не уменьшают клиренс.
Подведем итог?
TDM - уникальный в своем роде мотоцикл, но определенно не совсем то, чего мы ожидали.
Это не трюковой мотоцикл. Если гонять на нем на полную катушку, отвязно козлить, вставать на переднее колесо при торможении, закладывать сумасшедшие повороты со скольжением колес, то разочарование не заставит себя долго ждать. Для всего этого он немножко тяжеловат, длинноват и мягковат. Но стоит забыть о псевдоспортивных трюках и принять его на вооружение в качестве турера с замашками универсального мотоцикла, и вы будете абсолютно удовлетворены. На двигатель мы не можем нарадоваться, это поистине образец изящества и технологичности и уж несомненно шаг вперед по сравнению с рядными 4-цилиндровыми агрегатами. Он без усилий и в то же время предельно мягко выдает хорошую мощность. Тормоза работают так, как им полагается, управляемость на высоком уровне, но до тех пор, пока вы не начинаете злоупотреблять заложенными в конструкцию возможностями, а посадка хорошо подходит для дальнобоя.
Так что если вы ищете многоцелевой мотоцикл и хотите попробовать чего-то новенького, возьмите TDM. Но если внутри вас сидит маленький Борис Шамбон (французский гонщик, выступающий в классе супермотардов - Прим. перев.), лучше купите кроссач, поставьте на него обода от Akront и толстенные шины - TDM просто-напросто слишком хорош для всей этой хулиганщины!