To Ride Or Not To Ride?

Кризис уверенности

 

Перевод с сайта Lone Star Ladies (LSL), Техас

Maxie Max, panins@online.ru

 

 

Независимо от того, как долго ты проездил на мотоцикле - несколько дней или несколько лет - наступает момент, когда неизвестно откуда во время езды в голове появляется один-единственный вопрос: "А зачем мне все это нужно?".

В тот момент, когда это происходит, и в том самом месте, где это происходит, стоит остановиться и понять, какой глубинный смысл содержится в этом вопросе. Если этот смысл вообще есть. Если ты пытаешься удержаться в седле, обгоняя седельный тягач с груженым полуприцепом при сильнейшем боковом ветре, то желание поскорее оказаться в любом более безопасном месте вполне понятно. Похожие ощущения испытываешь в монотонной поездке через пустынную местность, напоминающую ядерный полигон, или когда стремишься убежать от шторма, настигающего тебя по пятам.

Но этот вопрос иногда выскакивает из глубин твоего подсознания и в более привычные и приятные моменты - и вот тогда он кажется не совсем уместным.

Вспоминая сейчас то прекрасное ощущение иррационально-сумасшедшей смеси восхищения и тихого ужаса, которым я буквально захлебнулся, когда впервые в своей жизни разогнался на мотоцикле до 80 км/ч, я подозреваю, что многие новички часто задают себе такой вопрос. Для человека естественно опасаться за собственную шкуру, и приобретение первого опыта вождения мотоцикла - не исключение. Независимо от того, происходит это на кроссовой трассе или в городской пробке.

Вождение мотоцикла даже в обычных условиях движения - рискованное занятие. Падение всегда неприятно: мало того что люди смотрят, так еще и больно - оказывается, асфальт может быть таким твердым. До тех пор, пока новичок не приобретет достаточных навыков управления этой сложной техникой, он будет задавать себе вопросы из серии "Ну зачем я ввязался в это дело?!" по несколько раз на дню. Совсем другое дело, если такой вопрос во время езды неожиданно приходит в голову более опытному мотоциклисту, который хорошо знает свои возможности. Для него это может означать лишь одно: происходит превышение какого-то из допустимых параметров безопасности. Или ты движешься слишком быстро, или пора передохнуть и восстановить силы, или что-то еще. В этом случае такой вопрос означает, что мозг подает тебе сигнал о превышении определенного установленного тобой самим порога. Ты превышаешь свои собственные возможности.

Если ты привык к такому стилю езды, в котором тебя постоянно пробирает холодок по коже от рискованных маневров, стоит призадуматься - возможно, твоя тяга к приключениям и присущее всем нам стремление развлечься давно переросли в бесконтрольную и неосознанно-рискованную погоню за смертью. Игра стала слишком опасной не только для тебя самого, но и для многих других. Стоит ошибиться и потерять управление, и в числе пострадавших можешь быть не только ты, но и другие люди. При движении первым в колонне ты подвергаешь риску всех, кто следует за тобой.

Со временем, в дальних и коротких поездках накапливаются опыт вождения, навыки управления, появляется уверенность. Приходит умение расслабляться за рулем - твой мотоцикл в порядке, и ты уже знаешь, как он может отреагировать на твои действия. Страх забывается, растворяясь в многоцветной гуще событий, звуках, запахах, ощущениях, которые ты связываешь с ездой на мотоцикле, в образах твоих друзей по поездке и просто встреченных по дороге людей, искренне интересующихся техникой. Короткие периоды иррационального неосознанного страха становятся редкостью - и тем не менее это происходит.

Несколько лет тому назад подобные панические ощущения случились и у меня, причем прямо перед долгой многодневной поездкой. Это длилось несколько часов, и от этого подсознательного необъяснимого страха было очень трудно отделаться. (А надо-то было всего-навсего выспаться). Подобные необъяснимые приливы душевного дискомфорта случаются и у намного более опытных мотоциклистов, проехавших не одну сотню тысяч миль. И несмотря на признанное всеми мастерство, они вдруг чувствуют, что не могут элементарно развернуться.

Что же делать, если сбросить это неприятное ощущение никак не удается? Может, нервы сдают? Или твои дни на двух колесах сочтены и пора "прекращать это дело"?

Не углубляясь в темные дебри "мотопсихоанализа", я имею смелость предположить, что появление подобного рода страха в движении на мотоцикле - своего рода сигнал твоего мозга на мобилизацию внимания. Эти ощущения нельзя игнорировать. При движении в колонне плавно подай знак остановки, чтобы привести себя в чувство и стряхнуть ненужные эмоции.

В первые моменты появления подсознательного страха самое лучшее, что можно придумать - это избегать резких движений и суметь не потерять контроль над техникой. Не рекомендуем преднамеренно заваливать мотоцикл, если только это не вызвано объективными причинами. Если не паниковать, у тебя будет куда больше шансов удержать ситуацию в своих руках.

Много раз в движении на мотоцикле я переживал подобные моменты душевного дискомфорта, которые были совершенно не связаны с дорогой, интенсивностью движения, погодными условиями Просто в голову приходили какие-то мысли или воспоминания, и я неосознанно тратил на это часть психической энергии вместо того, чтобы сконцентрироваться на управлении. В итоге усилием воли мне неизменно удавалось сбросить этот ненужный груз и я приходил в себя, но забыть чувство испытываемого при этом душевного дискомфорта не получается до сих пор. Иногда после этого приходилось делать вынужденную остановку, что-то типа "head-check stop", чтобы полностью избавиться от преследующих тебя неприятных ощущений. В ряде случаев я признавался самому себе, что они оказывали воздействие на мои навыки управления, так что остановка была совершенно необходима, чтобы не позволить параноидальным мыслям вновь возобладать над тобой.

После ряда подобных встреч с "демонами дороги" я решил проанализировать обстоятельства, при которых удовольствие от поездки начинает размазываться, и его место занимает обостренное и внезапно гипертрофированное чувство опасности. И понял, что на то есть ряд самых банальных причин. Длительное голодание перед поездкой, приводящее к пониженному содержанию сахара в крови, усталость, обезвоживание организма, затекшие мышцы, новый мотоцикл, к которому ты еще не совсем привык, наконец, не до конца проработанный маршрут поездки или отсутствие психологической подготовки к путешествию, которое почему-то "вдруг" оказалось длительным и нелегким. При движении колонной ты можешь почувствовать себя стесненным в своих действиях, обязанным делать что-то именно так, как того требует руководитель группы - вот еще одна причина возникновения подсознательной негативной реакции. Всё это, да и многое другое вызывает дополнительный эмоциональный стресс, который накладывается на и без того присущее этому виду спорта нервное напряжение. Чтобы его преодолеть, нам потребуется изменить свои некоторые привычки, отношение ко многому, а зачастую и взгляд на определенные вещи. Например, без абсолютной уверенности в себе и решительности преодолеть 500-мильный отрезок пути в течение дня будет сложновато.

Казалось бы, ничего особенного. На тебя "что-то нашло", так почему теперь вся колонна должна останавливаться и испытывать неудобство, выжидая, когда ты вновь обретешь душевные силы? Тогда как насчет вот такого сравнения. Если тебе хоть раз пришлось "испытать неудобство", сидя в приемном покое больницы, обхватив голову руками, с надеждой, что все обойдется и твой товарищ выкарабкается, то я уверен, что ты согласишься - пять минут, которые необходимы твоему товарищу, ты переживешь.

Мотоциклисты более, чем кто либо другой, ожидают, что в случае необходимости им помогут. Шлем, лежащий на земле возле переднего колеса мотоцикла - сигнал о том, что его водитель нуждается в помощи. У нас в клубе принято не оставлять в одиночестве члена колонны, даже если он остановился безо всякой видимой причины, не говоря о вынужденных остановках. И если мотоциклист переживает кризис уверенности, не будем его осуждать, рано или поздно это случается с каждым.

Ошибки в управлении, зачастую трагические, совершаются мотоциклистами под воздействием комплекса неполноценности, во многих случаях отягощенного подначиваниями публики, жаждущей зрелища и не отдающей себе отчета в том, что на кону стоит безопасность лихача. Если хочется поэкспериментировать, не давай увлечь себя едкими репликами и комментариями. Новые рискованные трюки лучше осваивать там, где для этого имеются минимальные условия или где ты можешь хотя бы частично контролировать свою безопасность - на пустой автостоянке с ровным покрытием, вдали от праздной толпы, а еще лучше - на предназначенном для этого треке. Состязательность хороша, когда она не переходит определенных границ, за которыми начинается неоправданный и никому не нужный риск. При движении в колонне с малознакомыми, нескатанными людьми умей вовремя остановиться, если чувствуешь, что твои возможности на пределе.

"Какого черта я вообще здесь делаю?" - Если тебе на ум приходит такой вопрос, решение за тобой. Ехать дальше или нет? Если не получается расслабиться и прочистить себе мозги, то никакого удовольствия от такой езды не будет. Если надо остановиться и эмоционально встряхнуться, не мучай себя - остановись и соберись внутренне. В конце концов, прерви сезон на какое-то время, поезди по клубам на машине. Ничего страшного не случится. Умей прислушиваться к своему внутреннему голосу и никогда его не игнорируй. А может быть, это просто недостаток сахара в крови и все что тебе нужно - это шоколадка.

Если ты не чувствуешь особого повода для паники, то, возможно, тебе удастся быстро ее подавить и продолжать ездить, как обычно и лишь верить, что здравый смысл тебя не подведет. Умение погасить в себе ненужные эмоции и осознанно вернуться к полноценной езде - сразу или через какое-то время - огромный шаг вперед, благодаря которому я, например, ощутил внутреннюю духовную силу. Неосознанные страхи прошли, им на смену пришел самоконтроль и логичные осознанные действия. Как тот старый фермер, я теперь понимаю, что "в моей жизни было много причин для волнений, но я не позволил ни одному из них перерасти в серьезную проблему".

 

 

 

Используются технологии uCoz