Чему не учат в мотошколе
В мотошколах новичков, не имеющих абсолютно никаких навыков вождения двухколесных транспортных средств, обучают элементарным навыкам вождения, которые считаются достаточными для того, чтобы впоследствии, после сдачи экзамена, выпускать недавних учеников на дороги общего пользования. Однако у инструкторов в их графике обучения просто-напросто не заложено времени для того, чтобы давать ученикам более глубокие знания, подобные тем, которые приводятся здесь нами и которые направлены на более глубокое понимание предмета. Лишь иногда инструкторы могут упомянуть о тех или иных навыках или методах управления для "продвинутых" опытных водителей, но и в этом случае у них не оказывается времени на то, чтобы развить их и описать более подробно. (Упреждая упреки в мой адрес, скажу сразу, что я не то что не против мотошкол - совсем наоборот, я совершенно искренне считаю, что обучение в мотошколе является важнейшей и необходимой частью при обучении езде на мотоцикле)
.Вот еще несколько советов, которые могут пригодиться тем, кто только начинает осваивать мастерство вождения мотоцикла. При движении в одиночку или во главе колонны и при приближении к перелому рельефа дороги сдвинься от осевой линии правее. Иначе к тому моменту, когда ты увидишь появившийся из-за перелома горы встречный поток машин, может быть слишком поздно - вдруг кто-то из двигающихся навстречу тебе вылез на встречную полосу и прет тебе в лоб? Если ты сдвинулся вправо заранее, предусмотрев такое развитие событий, у тебя будет запас места по левому флангу, чтобы разойтись. (Между прочим, этот совет включен в официальную программу обучения в мотошколе, я привожу его здесь лишь потому, что считаю его одним из наиболее важных).
При движении группой лучше поставить своего самого опытного / квалифицированного / подготовленного приятеля в хвост, чем во главу колонны. Ведь ему придется прежде всех остальных разбираться с возможными неприятностями типа аварий, поэтому он должен иметь возможность наблюдать развитие событий, чтобы оценить последствия. Находясь в хвосте колонны, он сможет наблюдать и оценивать поведение и наличие навыков сотоварищей и сможет рекомендовать им оптимальные перестановки при движении в колонне. Кроме того, именно руководитель группы отвечает за окончание процесса смены полосы движения (см. ниже). На него ложится большая ответственность за сохранность и безопасность членов группы, поэтому он заслуживает замыкающей позиции, из которой наиболее удобно контролировать ситуацию.
При движении колонной смену полосы движения со скоростной на более медленную (правую) рекомендуется проводить постепенно. Это значит, например, что если по медленной полосе справа от ведущего колонну движется автомобиль, и у колонны возникает необходимость сдвинуться на проезжей части правее, то ведущий мотоциклист обгоняет этот автомобиль, занимает полосу на безопасном расстоянии впереди него (сдвигается правее) и продолжает двигаться по новой полосе, НЕ снижая при этом скорости, чтобы дать возможность всем, кто следует за ним в колонне, занять свою "ячейку". Маневр колонны при этом напоминает волнообразное движение - каждое звено плавно перетекает в соседнюю полосу друг за другом на постоянной скорости. Замыкающий руководитель группы меняет полосу последним. Важно, чтобы ведущий после смены полосы поддерживал скорость, "вытягивая" колонну до тех пор, пока все члены группы вместе с замыкающим не окажутся на новой полосе. Маневр необходимо совершать за минимально возможное время, но без излишней спешки. Лишь после того, как замыкающий занял свою ячейку на новой полосе (на достаточной дистанции перед обогнанным автомобилем! - чтобы невольно не раздражать его водителя), ведущий может начать постепенно снижать скорость. Если ведущий не может точно понять, что происходит позади него и готова ли колонна к началу торможения, замыкающий должен информировать ведущего о своих действиях и о наличии безопасной дистанции между ним и движущимся сзади автомобилем (предполагается, что все члены группы имеют встроенную в шлемы радиосвязь - Прим. перев.). Окончательный выбор конкретного места для запланированной остановки делает ведущий (с учетом того, что у него наилучший фронтальный обзор), не забывая заблаговременно подавать соответствующие сигналы другим членам группы.
При смене полосы с медленной на более скоростную (левую) следует проводить, наоборот, с хвоста колонны. Первым скоростную полосу занимает замыкающий руководитель группы, а все остальные имеют право сдвинуться влево только после того, как это сделал движущийся позади него мотоцикл. При этом желательно, чтобы движущийся сзади мотоциклист жестом или по радиосвязи подтвердил своему переднему товарищу, что он готов принять его перед собой. Этот прием - лишь часть общепринятой техники безопасного выполнения маневров при движении в
колонне. Почему именно так? Потому что замыкающий колонны, заняв более скоростную полосу своим мотоциклом (при этом никого не подрезав!), создает впереди себя некое свободное и постоянно увеличивающееся пространство (увеличивающееся потому, что полоса-то более скоростная и движущийся впереди нас поток уходит в отрыв). В это пространство и вливаются волнообразно все идущие впереди него члены колонны. Если поступать наоборот, то есть начинать перестроение с головы колонны, то обязательно найдется какой-нибудь нетерпеливый автомобилист, который не выдержит и начнет поджимать сзади уже перестроившихся передних мотоциклистов, не давая всем остальным членам группы из хвоста колонны закончить совместный маневр.Еще один совет, который инструкторы дают в мотошколах своим ученикам и который я хотел бы немного развить здесь - это совет "всегда при остановке касаться дороги одной ногой". Это разумный совет в том случае, если у тебя небольшой мотоцикл, но если ты управляешь турером, то, по моему мнению, останавливая его, надо ставить на асфальт для упора обе ноги. Скользкие пятна на дороге не прощают ошибок и могут быть очень опасными. При завершении торможения на скорости менее 5 км/ч вполне можно остановиться за счет переднего тормоза, чтобы обе ноги при этом оставались свободными. (Естественно, снимать ноги с подножек до полной остановки совсем не обязательно). Много лет назад в мотошколах учили, что надо ставить на асфальт для упора ПРАВУЮ ногу, а левую можно оставить на подножке. Теперь программу изменили и согласно
последним указаниям, инструктора в мотошколах говорят, что в качестве упора должна использоваться левая нога, а правая должна оставаться на педали тормоза. Но ведь понятно, что ни в том, ни в другом случае мотоцикл по определению не будет находиться в вертикальном положении. Если придется резко трогаться с места (чтобы, например, убраться с того места, куда вот-вот влетит машина, которая, кажется, не может затормозить), с одной упорной ногой сделать это будет сложнее, чем с двумя, потому что сначала надо будет выровнять мотоцикл, затем снять ногу с педали тормоза - все это занимает немало времени, и старт окажется не таким быстрым, как хочется. Наконец, довольно легко управиться с мотоциклом небольших габаритов, но большой турер - совсем другое дело! (Как и во всех прочих случаях, из этого правила есть исключения. Понятное дело, что при остановке на светофоре на продольном уклоне правая нога должна быть на педали тормоза. Так же как и при экстренном торможении с блокировкой заднего колеса правая нога находится на педали по возможности до полной остановки юзом).Вот еще один совет, которому тоже обучают в мотошколах, однако я считаю необходимым еще раз обратить на него особое внимание. Перед перестроениями бросить взгляд в зеркало - неотъемлемая часть процесса, это не поддается никаким сомнениям. Если видишь в зеркале проблему, воздержись от маневра - это тоже естественно. Но даже если очевидной проблемы или помехи не видно, это вовсе не значит, что ее там нет. Контрольная проверка поворотом головы тебя не затруднит, но может спасти жизнь. Помни о мертвых зонах.
Если участок покрытия впереди тебя сильно блестит или имеет насыщенный черный цвет, лучше выбери другую траекторию движения. При движении в колонне ты совсем не обязан следовать по колее идущего впереди тебя мотоцикла, потому что по правилам ты имеешь право занимать любое положение в пределах своей полосы, не ущемляя прав автомобилистов, движущихся по соседним полосам. Более того - лучше вовсе этого не делать, а двигаться в шахматном порядке в пределах полосы, дабы иметь расширенный сектор обзора и возможность маневрирования. Вместо того, чтобы наезжать на плохо идентифицируемые участки покрытий, в которых может таиться опасность, лучше увидеть их заблаговременно и объехать.
Движение по автомагистрали предполагает выполнение некоторых очевидных правил, которые по непонятным причинам многими игнорируются. Так, двигаясь по крайней правой или по второй полосе и при приближении к развязке, с которой на твою дорогу может вливаться транспортный поток, несложно повернуть голову направо и проконтролировать, не вываливается ли кто оттуда на твою полосу, не уступив тебе дорогу. Не менее важно, приближаясь по крайней правой полосе к плавному съезду с автомагистрали, обернуться налево и посмотреть, не хочет ли какой-нибудь лихач, подрезав тебя, уйти с магистрали направо.
Наиболее оптимальным мне кажется движение по второй слева полосе. На ней ты не создаешь особых помех "гонщикам", идущим по крайней левой - они всегда смогут тебя обогнать, и не особенно рискуешь, так как по статистике именно на ней происходит меньше всего перестроений (конечно, если речь не идет о трехполосной дороге).
Движение по центру своей полосы имеет свои преимущества, хотя некоторые мотоциклисты склонны придерживаться какого-то суеверного мнения, что это неправильно. Учти, что препятствия на дороге (крупные ветки, упавший с попутного транспорта груз и т.п.) обычно лежат не посередине полосы, а именно сбоку, в районе разметки. Держись середины полосы в условиях сильного порывистого ветра; или при
обгоне крупнотоннажных грузовиков, если их два и они движутся по двум соседним с тобой полосам - слева и справа от тебя; или при езде по крайней левой полосе, если встречное направление отгорожено отбойниками или разделительными заграждениями. Наконец, ошибочно считать, что дорожное покрытие на середине полосы автомагистрали может быть более жирным и скользким из-за вытекающего из агрегатов автомобилей масла - на скоростных шоссе асфальт загрязняется примерно одинаково как по центру полосы, так и по краям.