СОВЕТЫ ВОДИТЕЛЯМ
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ МОТОЦИКЛА
1. Это не гонка. Задача номер 1 - остаться живым. Задача номер 2 - доехать без повреждений и происшествий. Можно считать что ты успешно прошел тест, если удалось доехать до пункта назначения спокойным и без адреналинового стука в голове.
2. Перед началом движения на зеленый свет, посмотри в обе стороны. Не отпускай тормоз до тех пор, пока ты действительно не готов начать движение (Иначе водитель позади тебя, увидев погасшие стоп-сигналы, скорее всего получит инстинктивный зрительный сигнал о том, что через мгновение ты поедешь).
3. Двигаясь по главной дороге и приближаясь к второстепенной:
- Убедись в том, что водители на второстепенной дороге как минимум посмотрели в твою сторону;
- Убедись в том, что вращение колес их машин замедляется (особенно хорошо это видно на скользком покрытии, когда колеса могут блокироваться при торможении)
- По работе передней подвески видно, замедляется машина или ускоряется.
4. Держите дистанцию, двигаясь позади грузовиков:
- Потому что они мешают видеть, что происходит впереди;
- Они могут перевозить груз, который может неожиданно упасть перед тобой на дорогу;
- Они могут перевозить сыпучие материалы, которые может сдуть (гравий, песок);
Дистанция должна быть вдвое больше нормальной - или еще больше, в зависимости от дорожных условий. Кроме того, не стоит полагаться на то, что их стоп-сигналы исправны.
5. При ночной езде не двигайтесь влишком близко к тяжелым и дальнобойным грузовикам. Бывает так, что ночью дым от разрушающихся и дымящихся спущенных шин не виден, поэтому внезапно оторвавшийся кусок покрышки может стать неприятным сюрпризом. Кроме того, шины грузовиков частенько бывают наварными и могут отслаиваться, при этом отслоившийся проектор может сыграть с тобой злую шутку, окажись ты рядом в этот момент.
6. Несколько раз глянь в зеркало заднего вида перед перестроением или обгоном, особенно на магистрали. Бывет трудно вклиниться в идущий по скоростной полосе поток машин и набрать темп движения потока, никому при этом не мешая.
7. Самое опасное время суток для движения - закат и рассвет. Будь наготове, не совершай непродуманных действий.
8. Вечером включай ближний свет как можно раньше, особенно если твой путь лежит по направлению на восток.
9. Не помешает включить ближний свет даже днем при движении по узкому двухполосному извилистому загородному шоссе.
10. Заранее прогнозируй развитие ситуации и выбирай пути мгновенного объезда при приближении к группам машин, обгоне или приближении к перекресткам с оживленным движением. Тормозов может оказаться недостаточно.
11. Избегай длительного движения в плотной группе машин.
12. Сбрось скорость или другим способом дай понять водителям в плотной группе машин, что ты желаешь их пропустить; не ускоряйся, чтобы оторваться от плотного потока, если он идет со скоростью, близкой к твоей крейсерской.
13. Старайся никогда не находиться в слепой зоне других водителей. Замедляйся или увеличивай скорость.
14. Не позволяй никому находиться в твоей слепой зоне. Замедляйся или увеличивай скорость.
15. Автопутешественники после долгого пути становятся абсолютно непредсказуемыми - они могут остановиться, например, на закрытом горном повороте.
16. Грузовики и автобусы могут пропускать большие предметы, лежащие на дороге, между колесами, при этом задевая их, что приводит к тому, что эти предметы могут оказаться на твоем лобовом стекле.
17. Со встречных грузовиков тоже, случается, падают разные неприятные вещи.
18. Ожидай агрессивного поведения на дороге от:
- спортбайкеров без шлемов
- лифтованных машин на широких шинах
- BMW
- ТрансАм'ов или пятилитровых Мустангов
- машин с водителями в бейсболках, надетых задом наперед
- yuppie cars with bicycles on them (young and aggressive)
- недорогих подержанных машин вблизи университетов
- любых машин, если на них есть неоновая обвеска
19. Ожидай рассеянного поведения на дороге от:
- Людей, разговаривающих по мобильному телефону и управляющих автомобилем
- водителей "Вольво"
- водителей минивэнов
- любой машины с ребенком в салоне
- любой машины со знаком "Ребенок в машине"
- Велосипедистов (причем, как правило, велосипедисты в специальной спортивной одежде ведут себя более предсказуемо по сравнению с теми, кто просто едет на велосипеде)
- подростков на мопедах и скутерах
- автомашин с иногородними номерными знаками
- зимой - от автомашин с неочищенными от снега и льда стеклами, летом - от грязи
20. Если есть возможность, отложи поездку после 8 часов вечера, особенно в пятницу и субботу по следующим причинам:
- На дороге больше нетрезвых (как водителей, так и пешеходов)
- Увеличивается вероятность появления животных на дороге
- Сокращается объем зрительной информации
- Притупляется реакция
21. На большой скорости не слишком старайся избежать столкновения с мелкими животными. Можно скорректировать направление, но не более того - жизнь кошки или собаки не стоит полной потери управления. Напротив, лоси или лошади посреди дороги способны полностью изменить ваши планы на сегодняшний день.
22. При движении по дороге, возле которой пасутся коровы, не удивляйся тому, насколько неожиданно они могут оказаться на проезжей части. Коровы не так быстры, как олени, но в интеллектуальном смысле и те, и другие примерно одинаковы.
23. Левый поворот с пересечением встречной проезжей части: перед поворотом руля, пропуская встречный поток, постарайся набрать хотя бы небольшую скорость, это поможет закончить поворот по инерции в случае, если двигатель начнет глохнуть. Полезно также иметь запас свободного места впереди себя, чтобы иметь возможность вовремя прекратить маневр и дождаться более благоприятного момента. Никогда не предполагай, что другие водители будут извещать тебя о своих действиях. Всегда делай поправку на идиотов, которым позарез надо подрезать тебя и занять именно твою полосу движения впереди тебя непосредственно перед светофором. Их можно легко отследить при приближении к светофору в зеркало заднего вида по их манере езды и скорости относительно остального потока.
24. Не надо перебирать передачи с высших на низшие при подъезде к светофору или перекрестку, если речь не идет о движении по очень скользкому покрытию. Тормозите на той передаче, на которой вы двигались, до минимальных оборотов, потом выжмите сцепление, перейдите на нейтраль и продолжайте торможение - как правило, к
этому моменту скорость и так уже достаточно мала. После этого не включайте передачу до тех пор, пока вы полностью не остановились и не готовы возобновить движение. Мало того, что нет смысла на сухой дороге переключаться с 4 на 3 и потом на 2 передачи при торможении, это помимо всего прочего изнашивает детали КПП. (Это требование неприменимо к мотоциклам).25. Для притормаживания пользуйтесь тормозами, а не коробкой передач - тормоза дешевле и проще в обслуживании, чем КПП или сцепление. Естественно, при затяжном движении под уклон это правило недействительно.
26. В плохую погоду особенно важно иметь чистыми ВСЕ стекла И световые приборы. У-упс - поправочка - в ЛЮБУЮ погоду.
27. Почаще и повнимательнее заглядывай под капот. Расход масла при движении по городским пробкам и по скоростной трассе может значительно отличаться. Следи за уровнем масла.
28. Сельскохозяйственные агрегаты:
- Всегда ездят медленно, и если ты не можешь правильно оценить его реальную скорость, все равно будь готов к тому, что скорость твоего приближения к нему окажется высокой;
- Часто занимают более одной полосы;
- Как правило, не имеют сигналов поворота и тем не менее могут повернуть в любую сторону в любой момент;
- Как правило, не имеют зеркал заднего вида и поэтому вполне могут тебя не увидеть;
- Люфт рулевого управления может быть излишне большим они могут мотаться по дороге влево-вправо;
- Всегда весят больше, чем твой аппарат ;-)
- Иногда на узких дорогах могут выступать габаритами на встречную полосу.
29. Если при движении по магистрали или скоростной полосе ты оказался в хвосте скопления машин, включи "аварийку", чтобы предупредить движущихся сзади водителей. Для дополнительного привлечения их внимания рекомендуется также тормозить кратковременными нажатиями на тормоз.
30.
Если на дороге появился один олень, практически всегда рядом найдутся еще несколько - они ходят стаями и в основном проявляют активность в темное время суток. Поэтому быстрая езда по неосвещаемым участкам дорог в местах возможного появления диких животных опасна.31. Тормози ПЕРЕД вхождением в поворот на извилистых участках дорог!
32. Невеж практически всегда можно узнать по тому, как они обозначают свое намерение повернуть: они не включают сигнал поворота и ты узнаешь об этом лишь по его загоревшимся у тебя под носом стопам. Надо отдеть им должное, иногда они все же включают его, правда, всего на один или две вспышки лампы - и уже в самом повороте или после него. Они не включают ближнего света до тех пор, пока совсем не стемнеет. Их скорость передвижения всегда на 30-40 км/ч выше основного потока, и если на их пути попадется кто-либо, кто едет с меньшей скоростью, они начинают выдавливать его со своей полосы и сокращают дистанцию до 1/2 длины корпуса автомобиля. Они резко тормозят, так как не видят дорогу дальше чем за 1 длину корпуса своей машины, и каждое возникающее препятствие становится для них открытием. Они будут висеть у тебя на хвосте или обгонять и подрезать, когда ты подкатываешься к красному светофору в надежде, что к моменту твоего приближения сигнал сменится на зеленый. Они злоупотребляют тормозами на горных дорогах и их легко можно идентифицировать по дымящимся шинам и запаху горелой резины и тормозных колодок. В исключительных случаях из-под колес вырываются языки пламени.
33. Помни о том, что ты являешься водителем автомобиля до тех пор, пока по окончании поездки он не стоит на ручном тормозе или передаче и ключ не вынут из замка зажигания.
34. На знак "Стоп" необходимо останавливаться всегда, даже если ты думаешь, что в данном месте не было никакой нужды его ставить. Ты можешь ошибаться.
ВОЖДЕНИЕ МОТОЦИКЛА
1. При приближении к красному сигналу светофора первым в потоке подтормаживай прерывисто и заранее, чтобы привлечь внимание водителей едущих сзади автомобилей.
2. При остановке на светофоре оставайся на передаче и контролируй ситуацию позади себя до тех пор, пока не убедишься, что поток машин сзади на твоей полосе действительно остановился.
3. На склоне паркуйся передним колесом на подъем. Потом, при начале движения, легче будет откатить мотоцикл назад, нежели толкать его назад в горку (Не забудь про подножку).
4. Старайся быть заметным для прочих участников движения. Не двигайся по краю полосы - ты имеешь полное право занимать всю ее ширину. Старайся контролировать происходящее впереди в каждый момент времени.
5. Если это безопасно, на пустых дорогах почаще имитируй объезды препятствий и практикуй резкие торможения.
6. Если появилась острая необходимость торможения в повороте - сначала спрями траекторию.
7. Чаще очищай стекло шлема или бери с собой спрей для его очистки - даже небольшие пятнышки на нем требуют от глаз большего напряжения и могут отвлечь в самый неподходящий момент.
8. Затычки для ушей (типа таких, которые носят строители или пассажирам выдают при полетах на вертолетах) снижают усталость при длительной езде.
9. Привязывая багаж эластичными ремнями, продевай их СКВОЗЬ багаж, а не накидывай сверху.
10. Кожаная одежда предпочтительнее, потому что плотнее прилегает к телу и лучше препятствует проникновению ветра. Минимальный набор одежды: шлем, кожаные перчатки, кожаная мотоциклетная куртка с защитой, ботинки, длинные штаны.
Дополнительно рекомендуются: Кожаные штаны, затычки для ушей.
11. При езде в очень жаркую погоду помогает смоченная в воде бандана или шейный платок.
12. Дорожная разметка скользкая в сухую погоду и практически с нулевым коэффициентом сцепления в мокрую! (То же можно сказать о металлических пластинах на переездах и т.п.).
13. В поворот следует входить по широкой дуге, что увеличивает сектор обзора в повороте - это важно!
14. Следует знать о том, что тяжелые транспортные средства создают зону разрежения позади себя при движении с большой скоростью, а также рассекают воздух, создавая дополнительные воздушные потоки вокруг себя. В сочетании с боковым ветром они могут привести к трагедии.
15. В дождь двигайся по следам шин впереди идущего транспорта.
16. По возможности подавай сигналы поворота не только электрическими указателями, но и руками. Иногда этот прием срабатывает намного лучше, чем просто мигалка - люди по-другому реагируют на непривычные (их ведь мало кто использует), но понятные жесты и их реакция на тебя мгновенно мобилизуется.
17. Помни о том, что очень хорошо иметь зрительный контакт с другим водителем, хотя в большинстве случаев ПРОСТО взгляд ничего не говорит другому участнику движения.
18. На куртке сзади желательно иметь фрагмент отражающего материала. Только в этом случае движущийся позади тебя водитель сможет правильно оценить дистанцию до тебя. (Задний габаритный огонь дает информацию только о том, что ты движешься впереди, и не позволяет оценить расстояние).
19. Ты можешь помочь другим участникам движения понять твои намерения сигналами рукой, например:
- при остановке помаши руками другим водителям, чтобы показать, что они могут тебя объехать;
- если кто-то поджимает тебя сзади, обернись и левой рукой подай знак, как будто ты отталкиваешь его от себя, тыльной стороной ладони к себе;
- правило хорошего тона - если уж тебя начали обгонять, не препятствуй этому; например, слегка притормозив, дай возможность тяжелому грузовику убраться на твою полосу перед тобой;
- наклоном головы или движением левой рукой назад сигнализируй встречным мотоциклистам о засаде дорожного патруля.
==> при подаче сигналов руками хорошо иметь перчатки ярких цветов.
20. Перед остановкой выбери место парковки - глупо было бы упасть, поставив ногу для опоры на лужу масла, антифриза или бензина.
21. При остановке в пробке не прижимайся к впереди стоящим транспортным средствам, всегда имей в запасе пространство впереди себя для того, чтобы в случае необходимости выбраться из пробки. Контролируй ситуацию сзади по зеркалам, пока задние машины не остановятся полностью!
22. Без необходимости не езди в темноте по следующим причинам:
- труднее заметить посторонние объекты на дороге;
- труднее оценить состояние дороги и силу сцепления шин;
- ночью больше насекомых, и разбиваясь о стекло шлема, они сильнее затрудняют обзор;
- ночные животные (однажды я был свидетелем столкновения мотоциклиста с оленем - зрелище пренеприятное);
- больше пьяных и т.п.;
- если перегорит лампочка в фаре, это может стать серьезной проблемой.
23. При езде в холодную погоду здорово спасает термоэлектрический костюм. Он позволяет уберечься от гипотермии и силу нагрева можно плавно регулировать.
24.
Ботинки должны быть ХОРОШИМИ. Никаких шнурков. Ботинки военного образца с молниями или шнурками, скрытыми за молнией - хороший выбор.25. Хорошую практику, чувство своего аппарата и равновесия можно приобрести при езде от одного светофора до другого, стараясь ни разу не коснуться ногой асфальта, то есть подкатываться к красному светофору в тот момент, когда на нем загорается зеленый. (При этом помни, что в потоке всегда найдется желающий "сделать" тебя и со скрипом тормозов все же остановиться на красный свет, в то время как ты будешь подкатываться к нему)
26. Расход топлива сильно увеличивается при встречном ветре - пусть это тебя не удивит. Заправляйся вовремя.
27. Смотри только туда, куда ты хочешь ехать и где хочешь оказаться. (основное правило мотоциклиста) Если ты чувствуешь, что падение неизбежно, все равно продолжай смотреть в ту зону дороги, в которой ты хотел бы оказаться.
28. Или занимай полосу полностью, или освободи ее. Не допускай появления вокруг тебя места, едва-едва достаточного для автомобиля - в этом случае при повороте он тебя все равно зацепит. Не позволяй водителю машины рядом с тобой решить, что он сможет влезть в это узкое место - или освободи его полностью для него, или займи полосу.
29. При езде с пассажиром делай акцент на комфорт езды в ущерб острым впечатлениям, при этом не забывай настроить подвеску и изменить давление в шинах.
30. Перед неизбежными ямами или кочками привстань на подножках. Практикуй езду на подножках - это улучшает навыки управления.
31. Настрой органы управления под себя. Особенно положение педали заднего тормоза.
32. На длинных перегонах полезно иметь круиз-контроль или стопор ручки газа.
33. Доверяй своим шинам, но для этого всегда относись к ним как к самым лучшим друзьям.
34. При повороте или развороте старайся двигаться в горку, чтобы при необходимости легче было сдавать назад. Проще ехать вперед в горку и сдавать назад с горы - планируй свои действия!
35. Маши рукой детям при каждой возможности. Они получают от этого положительные эмоции, и кто знает, может быть спустя несколько лет они вспомнят об этом, это воспоминание станет решающим, и они пополнят наши ряды.
36. Не пересекай двойную сплошную линию. Это приносит всем нам плохую репутацию.
37. Приближайся к линейным препятствиям (ж/д путям, высоким бордюрам) под прямым углом. Добавь газа, чтобы разгрузить переднюю вилку. Встань на подножки.
38. Повороты проходи только при постоянной тяге или небольшом ускорении. (Не перегружай переднее колесо торможением в повороте)
39. Регулярно очищай и полируй стекло шлема и обрабатывай специальными составами, которые способствуют удалению капель во время дождя. Мельчайший туман на внешней поверхности стекла также будет сворачиваться в капли и сдуваться ветром с обработанного таким образом стекла.
40. Не тормози в повороте. Тормози перед ним и ускоряйся в повороте. Таким образом нагрузка на шины выравнивается, что способствует увеличению сцепления шин с дорогой и более безопасному выходу из поворота.
41. Изучай различные дорожные покрытия и текстуру. Учись чувствовать состояние и сцепление шин, силу тормозов и обеспечиваемого ими замедления на разных покрытиях, умей объезжать препятствия.
42. Собаки особенно не любят мотоциклы. Ожидай их нападения. Переключись на низшую передачу, заранее сбрось скорость с тем, чтобы собака изменила тактику и направление своего перехвата в соответствии с твоей изменившейся скоростью, и затем резко ускорься, оставив собаку позади. Громко сказано, но это чем-то похоже на тактику пилота истребителя, "обманывающего" приближающуюся к нему ракету. Кстати, именно так можно избежать столкновения с собаками и спасти им жизнь - они продолжают бежать по обочине, а не выбегают на проезжую часть.
43. Перед парковкой убедись в том, что подножка находится на твердой поверхности. Асфальт в жаркие дни может быть слишком податливым для малой площади опоры подножки мотоцикла и провалиться на пару сантиметров или больше. Если нет других вариантов, подложи под опору сплющенную банку из-под кока-колы.
44. Регулярно проверяй состояние аккумулятора. На мотоциклах они не слишком мощны и сильно нагружены.
45. Двигатели с воздушным охлаждением склонны к значительному расходу масла, особенно при движении с большой скоростью или в особо жаркие дни. Проверяй уровень масла заранее и почаще и установи тенденции и темпы расхода.
46. Если ты обслуживаешь свой мотоцикл самостоятельно, будь аккуратен. Большинство ответственных болтов и винтов вкручиваются в резьбу деталей, выполненных из мягких алюминиевых сплавов.
47. Список дорожных покрытий по снижению коэффициента сцепления:
Чистый сухой асфальт
Чистый сухой свежий асфальт
Чистый сухой бетон
Свежеположенный ремонтный состав типа гудрона
Влажный асфальт
Присыпанный песком асфальт
2-5 см грязного кашеобразного снега
Влажный бетон с продольными волнами
Сухая дорожная разметка
Сухой прессованный снег
Сухой асфальт с брызгами масла
Сухой бетон с брызгами масла
Бетон, слегка присыпанный песком
Асфальт, покрытый строительной глиной и грязью
Сухой, полированный металл (ремонтные пластины на дороге, переездах)
Влажный бетон - мелкозернистый, без продольных волн
Сухие листья
Влажные листья
Влажная дорожная разметка
Влажный и жирный (масляный) асфальт
Влажный металл
Влажный лед
Гидропланирование (водяной клин)
48. В хорошем дождевом костюме чувствуешь себя человеком - легче сконцентрироваться на вождении, когда тебе тепло, сухо и относительно удобно. Как правило, лучше покупать специальную мотоциклетную дождевую одежду. Наиболее проблематично выбрать подходящие перчатки для вождения мотоцикла в дождь.
49. Любой более мощный по сравнению со стандартным звуковой сигнал может однажды спасти тебе жизнь.
50. Но всех новых шинах есть тонкая пленка специального состава, который облегчает выемку шины из пресс-формы после изготовления. Это значит, что все новые шины обладают намного более низким коэффициентом трения до тех пор, пока пленка состава не будет удалена естественным путем. В руководстве к мотоциклам BMW говорится, что это происходит на протяжении первых 300 миль, В принципе, пробег такой приработки шины можно немного
сократить, если проехать по шершавому покрытию, но лучше не рисковать.51. Летящие птицы -
a. Небольшие птицы типа воробьев или голубей - не меняй своего курса и пригни голову. Курс полета таких птиц невозможно предсказать и они в любом случае шустрее, чем ты, поэтому у нее больше шансов увернуться от тебя, чем у тебя - от нее.
b. Крупные птицы типа орлов или соколов настолько тяжелы, что им трудно будет произвести маневр вовремя, поэтому если есть возможность, планируй свой курс вслед за ними, однако следи за тем, чтобы при этом не улететь с дороги.