Колея-ловушка
Все мы знаем, насколько быстрым и проворным может быть байк в умелых руках. Но иногда случается, что два колеса в силу законов физики не в силах справиться с теми задачами, которые мы перед ними ставим. По крайней мере до тех пор, пока мы сами не знаем, как это правильно сделать.
Вот пример: при движении по дороге ты замечаешь впереди продольную колею ровно посередине дороги, которая простирается за пределы видимости. Такие колеи могут быть, скажем, шириной сантиметров десять и два-три в глубину - их оставляют за собой нерадивые дорожные рабочие в надежде "вернуться потом и все исправить". Как магнит, переднее колесо засасывает в эту колею-траншею, заднее колесо следует за передним и вот уже мотоцикл движется в ней, не в силах выбраться. Вырулить оттуда уже не получается.
Вот уже слышу недовольные возгласы разных там умников: "Это нереальный пример! Давай что-нибудь более естественное!" ОК. Пусть эта колея не по центру твоей полосы. Она, скажем, проходит по границе проезжей части и обочины и напоминает неглубокую водосточную канаву (а может это и есть канава, но нам от этого не легче).
Или вот так - она действительно проходит по центру полосы движения, но у нее только одна сторона, то есть она как бы делит полосу на два уровня с резким перепадом по высоте. Типа дорожники накатили "толстый-толстый слой шоколада" лишь с одной стороны, а для другой "шоколад" кончился.
Или еще - ты выкатываешься за пределы проезжей части, на обочину, а она расположена с перепадом по высоте вниз сантиметров на пять. Обратно хода нет, ты - на нижнем уровне.
Или, двигаясь по городской улице, ты хочешь с ходу заскочить на бордюр, а переднее колесо прижимается к нему почти параллельно и никак не хочет на него запрыгивать.
В общем, ты понял. Вокруг нас постоянно полно таких ловушек, с которыми при обычном движении, как правило, не приходится сталкиваться, но бывают и исключения, и единственный выход - выпрыгнуть из нее.
В любом из вышеописанных случаев выход - действительно выпрыгнуть или найти другую траекторию. Сделать это зачастую вовсе не так легко, как кажется на первый взгляд.
Естественно, в первую очередь проблема в том, что ты не можешь повернуть переднее колесо, потому что оно "зажато" и сидит в ловушке. При попытке отвернуть переднее колесо от невысокой вертикальной стенки (бордюр и т.п.) получается, что ты упираешься задней частью колеса в эту стенку в попытках отвести от нее переднюю часть колеса. Если переднее колесо вплотную прижато к такой "стенке" высотой всего лишь 3 см, это может оказаться невозможной задачей и мотоцикл будет стремиться завалиться набок.
В таком случае не остается ничего, кроме как полностью остановиться, наклонить мотоцикл в сторону от препятствия и отвести его.
Поэтому в движении никогда не приближайся менее чем на 15 см к приподнятой или опущенной кромке дорожного полотна!
Если перепад высоты не превышает 2-3 см, преодолеть такое препятствие при достаточном угле атаки (не менее 20 градусов) несложно.
Если перепад высоты больше, то старайся по максимуму увеличить угол атаки. Идеально было бы всегда преодолевать подобные препятствия под углом 90 градусов.
При выходе из таких ловушек ходом всегда заранее корректируй свой курс и выходи на преодоление перепада высоты под углом не менее 20 градусов.
Не стоит опасаться того, что переднее колесо не сможет вскарабкаться на препятствие. Куда более опасна вероятность, что заднее колесо не сможет последовать за передним. Потому что при относительно малом угле атаки в момент выхода переднего колеса из ловушки ты инстинктивно доворачиваешь руль, искусственно увеличивая угол атаки для переднего колеса и выдергиваешь его из колеи, но рама вместе с задним колесом "не знают" этого и продолжают двигаться под тем же углом по отношению к колее, который ты выбрал изначально - заднее колесо начинает скользить вдоль колеи В этот момент руль мотоцикла оказывается в таком положении, что он начинает имитировать вхождение в поворот, и угол атаки для заднего колеса начинает быстро и неуклонно расти и наконец достигает значения, достаточного для того, чтобы колесо тоже зацепилось за край препятствия и запрыгнуло на него вслед за передним колесом. На практике это происходит довольно быстро. Проблема в том, что в течение всего того времени, пока заднее колесо с
пробуксовкой "выскребалось" из колеи, ты держал руль повернутым, стремясь сохранить равновесие, и как только заднее колесо наконец выпрыгивает "на волю", то при достаточно высокой скорости создаются идеальные условия для совершения классического highside - перелета через руль со всеми неприятными последствиями. В лучшем случае перелета не будет, но падение обеспечено. Примерно через 2/3 секунды после этого твое тело соприкоснется с землей.Вывод такой: перед тем, как запрыгивать на бордюр или выпрыгивать из подобных "ловушек", немного отверни от них в противоположную сторону, насколько это вообще возможно, чтобы атаковать их под максимальном углом.
Спустя полсекунды после того, как переднее колесо коснется преграды, дай газу. Этим ты разгрузишь переднюю вилку. Вслед за этим приподнимись на подножках. Как только заднее колесо коснется препятствия, задняя часть мотоцикла испытает ощутимый вертикальный толчок, которого может оказаться достаточно, чтобы сбросить тебя с мотоцикла. Так что если тебе лень оторвать
свою задницу от седла, будь готов к тому, что возможно, тебе придется побороться со своим собственным железным конем.