ДВИЖЕНИЕ МЕЖДУ РЯДОВ

Правила игры при езде по разметке

 

Перевод статьи LANE SPLITTING: A GUIDE TO THE GAME

by RICHARD D. GRAZIA, журнал CityBike, апрель 1997 г.

City Bike, 1124 Kearny Street, San Francisco, CA 94133

 

 

Езда между полосами, как и бейсбол - игра, в которой все решают какие-то сантиметры. Залог победы в бейсболе - умение произвести верный расчет. При езде на мотоцикле точный расчет помогает нам добраться до дома пораньше, причем целым и невредимым.

В течение пяти лет я регулярно езжу на работу из Беркли в Сан-Франциско и обратно, 15 миль в один конец по I-80 и через мост Bay Bridge. При этом зачастую практически на протяжении всего пути я двигаюсь между полос, что позволяет мне ежедневно экономить около часа времени. Советы, которые я привожу в этой статье, основываются на опыте этих поездок.

Если у вас уже имеется достаточный опыт езды на мотоцикле и во время движения вы чувствуете себя вполне комфортно, но еще ни разу не пробовали проезжать между рядов в пробках, неплохо было бы вначале попрактиковаться в "прицеливании". Научитесь правильно оценивать расстояние между двумя неподвижными объектами. Понятное дело, оно должно быть заведомо слегка больше, чем ширина мотоцикла. Визуально найдите между ними середину. Эта точка - то место, в котором вам надо оказаться при движении между полосами, занятыми транспортом.

При езде между полосами приходится постоянно измерять и оценивать расстояния между объектами и соответствующим образом реагировать на их изменения. Дорожная ситуация меняется непрерывно, каждую десятую долю секунды, если не чаще. При полной остановке потока ситуация вокруг вас становится статичной, а вы при этом остаетесь единственным динамичным игроком в этой игре.

Движение в остановившемся транспортном потоке приобретает несколько иной характер и становится ездой между полос с периодической сменой полосы движения. Любой достаточно большой зазор между машинами может быть вашим, а вот то, как вы воспользуетесь этим шансом и при этом сумеет избежать контакта, зависит только от вас.

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Убедитесь, что ваш мотоцикл в хорошем техническом состоянии, с исправными тормозами и хорошей резиной.

Поначалу попробуйте поездить между полос не в интенсивном потоке, а по пустой дороге. По разметке. Крепко держите руль. Будьте готовы к тому, что при движении по выступающей разметке будет немного трясти. Немного неприятно, но не волнуйтесь - от этого не переворачиваются. Привыкните к специфическим ощущениям - это пригодится позднее, в реальной ситуации.

Если решитесь обогнать машину, медленно движущуюся в потоке, займите положение позади нее. Хорошо, если впереди этой машины будет достаточно места для вашего последующего перестроения. (Остальной поток должен двигаться параллельно вам). Держитесь следа правых или левых шин впереди идущего автомобиля - в зависимости от того, с какой стороны больше места для обгона. Передачу выберите пониже, чтобы иметь возможность при необходимости быстро набрать скорость. Быстрый взгляд в зеркала, затем - на выбранную вами траекторию дальнейшего движения. Если все чисто, можно откручивать газ. После завершения обгона уберитесь в нишу перед обогнанной машиной. Когда освоите этот прием, можно начинать усложнять, увеличивая количество обгоняемых автомобилей до двух, трех и т.д.

 

ОБЗОР

Фактически залогом успешного перемещения в пробках по разметке является точная координация движений рук плюс хорошая обзорность. Причем ключевое слово здесь все-таки "обзорность". Если не видеть, что происходит вокруг, любое действие будет неверным, если только это не случайность.

Глазами вы должны постоянно сканировать ситуацию вокруг. Контролируйте происходящее впереди вас, причем просматривайте дорожную ситуацию не только в непосредственной близости, но и на отдалении. Читайте намерения водителей впереди идущих автомобилей по малозаметным телодвижениям, поворотам и наклонам головы. Регулярный взгляд в зеркала - тоже одна из основ безопасности. Не упирайтесь взглядом в одну точку! На скорости 48 км/ч в секунду вы проходите путь длиной почти в 13.5 м. То есть за каждую десятую долю секунды вы проезжаете почти полтора метра.

 

ТЕХНИКА

Прикройте двумя пальцами ручку переднего тормоза. Если придется резко тормозить, то сумеете таким образом сэкономить немного времени, что автоматически означает более короткий остановочный путь. Остановиться, пусть даже всего в паре сантиметров от препятствия - тоже хорошо.

Не напрягайте рук, слегка согните их в локтях, чтобы снять лишнее напряжение. Помните о том, что правильное дыхание позволяет меньше уставать. Дышите равномерно. Если чувствуете, что устали - остановитесь или продолжайте движение со скоростью потока по полосе.

Каждый раз перед тем, как выйти за пределы своей полосы - обязателен быстрый взгляд в зеркала!! Мотоциклов сейчас развелось полно, так что ваш коллега-мотоциклист, движущийся по разметке в поисках ниши, способен испортить весь последующий день, если не больше. Да и при движении по разметке не стоит пренебрегать этим правилом. Если я замечаю позади себя такого же мотоциклиста, то по динамике его перемещения и в зависимости от плотности потока решаю, увеличить ли мне скорость или спрятаться в нишу, чтобы пропустить его.

Постепенно учитесь контролировать направление своего движения и скорость на уровне тонких ощущений, балансируйте телом - колени плотно прижаты к баку, руки при необходимости подруливают, туловище наклоняется в противоположную сторону, помогая обруливать препятствия на малой скорости, при этом часто приходится играть сцеплением, чтобы обеспечить плавность хода. Места для больших маневров просто нет!

Если видите, что брешь закрывается, и ваш ход не удастся - сбавьте скорость и уходите обратно в свою полосу. Если нужно, остановитесь прямо на разметке, чтобы выбрать дальнейшую тактику.

Как правило, наиболее широкая часть мотоцикла - грузики на руле или зеркала. При приближении к очередному узкому месту оцените расстояние между двумя соседними машинами. Все понимают, что ничего страшного, если вы заденете чужое зеркало - в худшем случае оно просто сложится. Но это просто неприятно - поставьте себя на место водителя этого автомобиля. Многие водители изначально настроены против вас уже потому, что вы доберетесь домой раньше них (при этом они могут попытаться завуалировать свою неприязнь тем, что вы не соблюдаете ПДД, ну да кто не без греха), но все же не стоит усугублять и заставлять их вновь настраивать зеркало. Это не придает нам хорошей репутации.

В местах слияния полос движения или двух дорог будьте терпеливы. Именно здесь многие водители предпочитают менять ряд, тщетно пытаясь нагнать потерянное время. Это лишь иллюзия, но они об этом не знают, или же знают, но предпочитают обманывать себя - подождите, пока они закончат свой маневр. Ведь вы знаете, что в такой ситуации единственное транспортное средство, которое действительно может наверстать упущенное время - это мотоцикл.

Опасайтесь водителей, управляющих автомобилями в одиночку, без пассажиров, но при этом выезжающих на полосы, предназначенные для движения автомашин с пассажирами, с целью обогнать возникшую пробку (это, конечно, сугубо заграничная реалия. В "наших местах" это могло бы звучать как "опасайтесь двигаться за водителями, выезжающими на разделительную полосу или полосу встречного движения" - Прим. перев.). Они в любой момент могут захотеть вернуться в свой ряд и, найдя "дырку", ударят по тормозам. Если вы движетесь следом за ним и именно в этот момент откручиваете газ, чтобы произвести обгон, пусть результат вас не удивляет, он может быть печальным.

Если другие автомобили начинают маневр, связанный со сменой полосы движения, причем независимо от того, показывают они при этом свои намерения или нет - дайте им завершить его, не ускоряйтесь, чтобы влезть вперед них.

Поаккуратнее со свободными местами по бокам от той машины, которую вы вознамерились обогнать. Лучший вариант - произвести обгон так, чтобы ее водитель не заметил вас вплоть до того момента, пока вы не окажетесь впереди него. Если же в момент обгона машина вдруг начнет сдвигаться в вашу сторону - уходите от бокового столкновения вбок от нее, если, конечно, позволяет боковая дистанция с противоположной от вас стороны. Если нет - притормозите и пропустите машину.

Обгон другого мотоцикла, который вроде бы спокойно движется в потоке по своей полосе - вот действительно интересная проблема. Тут определить, заметил ли тебя его водитель, не менее сложно, как и в ситуации с водителем автомобиля - и это при всем том, что этот мотоциклист обладает теми же динамическими возможностями и определенной непредсказуемостью, что и вы сами! Если вы чувствуете, что он прочно засел в своей полосе и не собирается ее покидать - смело вперед, да побыстрее! Если же вы не до конца уверены в его намерениях, лучше не рисковать - обгоните его по всем правилам соседнему ряду.

Большинство водителей автомобилей держатся в своей полосе немного левее. Они просто стараются держать в поле зрения линии разметки, которые расположены слева от них. В таких случаях ваша позиция перед началом обгона - чуть правее-сзади, и соответственно обгонять их следует справа, чтобы обеспечить себе больший боковой интервал.

Если вы решили произвести обгон нескольких машин в пробке между рядов, то для того, чтобы избежать скачков по выпуклым линиям или точкам разметки, отметьте для себя расположение самой дальней из них и при обгоне ориентируйтесь на нее. В большинстве случаев именно так удается избежать наезда на разметку. В худшем случае наедете на последнюю линию или точку разметки. Несмотря ни на что, ни в коем случае не зацикливайтесь и не концентрируйте свое внимание на том, чтобы не наехать на белые полосы - будьте уверены, что тогда это точно случится. Намного важнее контролировать безопасную зону вокруг себя и держаться подальше от машин.

 

СКОРОСТЬ

Великий автогонщик Juan Fangio как-то сказал: "Я просто еду так быстро, как это требуется для победы". Скорее всего разница в скорости вашего мотоцикла и окружающих машин, движущихся в пробке, не должна превышать 15-30 км/ч. Естественно, если поток останавливается, его скорость равна 0 км/ч.

 

ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ

Несмотря на то, что в некоторых штатах движение мотоциклов между рядами по разметке разрешено законом, на самом деле все равно многое зависит от вас. То есть если полицейский решит, что при езде вы не соблюдаете необходимых мер безопасности, он вас остановит, и при этом именно ему решать, что в данном случае значит "безопасное движение". Ловушка именно в том, что у каждого патрульного свои критерии того, что считать безопасным движением и где проложена граница между опасностью и безопасностью. К чему я клоню? Придерживайтесь такого стиля езды, который вы считаете безопасным, будет меньше шансов нарваться. Если же вас все равно остановят - пишите в протоколе свое несогласие и подавайте жалобу или идите в суд. Естественно, правда на вашей стороне - иначе вы и не ехали бы по разметке! Была ли такая езда безопасной? Еще бы! Ведь сам факт того, что вы стоите в суде живым и невредимым - доказательство, лучше которого не придумаешь! (Ну, этот совет совсем не для нашей страны, хотя ход мыслей забавный. - Прим. перев.). Хотя все-таки при движении между рядов никогда не мешает краем глаза смотреть по сторонам на предмет обнаружения дорожных полицейских.

 

МОИ НАБЛЮДЕНИЯ

Мотоциклист, движущийся между полос, должен осознавать, что он подвергается потенциальной смертельной опасности, и одновременно с этим должен уметь разумно ее игнорировать. Рецепт ваших реальных возможностей - много опыта, замешанного на некотором количестве смелости и уверенности в себе.

Активное и виртуозное движение по разметке в плотном потоке машин по своей сложности и адреналиновой насыщенности сравнимо с многомильным кроссом или прыжками и виражами в каньоне. Поток автомобилей на трассе подобен реке. Учитесь читать каждый ее бурун, каждую волну и перекат, ищите подводные камни и топляки по пути следования - на каждом участке.

Дорога - как огромное игровое поле. Ниши и зазоры между машинами - те зоны, где и происходит основная игра.

На мотоцикле вы находитесь в ином измерении по отношению ко всем другим участникам движения. Это как другой пространственно-временной континуум. Поэтому они и не видят вас - а разве может быть иначе?

Если поток движется равномерно, транспорт по полосе идет один за другим, не меняя полосы и с приблизительно одинаковой скоростью - легковые автомобили, грузовики, мотоциклы - то по отношению друг к другу они неподвижны. Когда вы начинаете слегка ускоряться, ситуация меняется, но не сильно - всего на несколько км/ч, то есть относительная скорость между вами и остальным потоком небольшая, она почти незаметна. Достаточно опытному мотоциклисту не составляет труда ориентироваться в таких условиях. Совсем несложно научиться оценивать расстояние от заднего бампера одной машины до переднего крыла другой, куда сложнее приучить себя делать это в движении постоянно, да еще в условиях, когда дорожная ситуация мгновенно меняется.

Увидев другого мотоциклиста, который делает то же самое, что и вы, вы можете поддаться соревновательному азарту. Это естественная человеческая реакция. Научитесь побороть искушение, если понимаете, что в данных условиях соревнование небезопасно.

И наконец, чувствуйте поведение своего мотоцикла, прислушивайтесь к звукам, которые он издает, слейтесь с ним в единое целое.

 

ЭКЗАМЕН СДАН УСПЕШНО

Вы сможете сказать это про себя тогда, когда подъедете к своему дому целым и невредимым после активного прохвата в дождь. Или в темноте. Или после пятничной пробки на выезде из города, которую вам удалось "раскупорить" без плохих последствий для себя. Это значит, что поездка удалась!

 

Используются технологии uCoz