Замыкающий:

полная ответственность за колонну

 

При движении в колонне безопасность ее участников в значительной степени определяется наличием навыков и здравого смысла у ведущего, но при этом нередко ответственность за членов группы полностью переходит в руки того, кто движется в хвосте колонны - замыкающего, и от него тоже зависит, насколько безопасно они достигнут своей цели.

Давайте сначала рассмотрим очевидную роль замыкающего мотоциклиста при совершении такого маневра, как смена полосы движения. Почти всегда инициатором смены полосы выступает ведущий, но в ряде случаев этим должен заняться замыкающий. Например, если при движении по скоростной трассе замыкающий видит, что сзади по этой же полосе на колонну надвигается тяжелый грузовик, сигналя, мигая фарами и зависая на минимальной дистанции от замыкающего, он обязан УВЕЛИЧИТЬ дистанцию между собой и мотоциклом, следующим впереди него (фактически слегка сбросить газ) и немедленно запросить по радио смену полосы ведущим, объяснив причину.

Если требование сменить полосу исходит от ведущего, задача замыкающего - убедиться в том, что это безопасно. Если он считает, что в данных условиях движения это небезопасно, или физически невозможно этого сделать, он должен поставить об этом в известность ведущего, опять же с объяснением причины. Таким образом, ведущий, как правило, делает запрос на смену полосы, а замыкающему отводится роль решать, можно ли это сделать и в какой момент. (Учтите, что если колонна мотоциклистов меняет полосу с более скоростной - левой - на менее скоростную, сдвигаясь правее, то есть совершает обгон или подобный ему маневр, то в этой ситуации ведущий не требует подтверждения замыкающего о начале смены полосы - он просто начинает перемещение правее перед обогнанным колонной транспортным средством, и все остальные, заканчивая замыкающим, совершают вслед за ним то же самое. По завершении маневра замыкающий извещает об этом колонну).

Если колонна меняет полосу с правой на левую, то замыкающий должен убедиться в том, что занимаемая полоса свободна, первым занять ее и известить ведущего о том, что полоса "зарезервирована". Далее в ходе процесса смены полосы замыкающий контролирует развитие ситуации позади колонны.

В дополнительные обязанности замыкающего колонны перед началом движения входит визуальная проверка всех боковых подножек (кое-кто может забыть поднять ее); при необходимости оказание помощи члену группы, который вынужден покинуть колонну вследствие поломки или по медицинским или прочим причинам (например, вскоре после старта человек передумал, поняв, что это не для него); наблюдение в движении за всеми членами пробега, чтобы вовремя заметить неопытного участника, который явно не справляется с заданным темпом и может стать причиной ДТП; отслеживание любых неразумных проявлений и неадекватного поведения как отдельных членов, так и всей группы в движении; действия в ситуации, когда происходит слияние полос и сужение дороги (см. также заметку "Замыкающий: прикрытие колонны при сужении дороги"); а также непрерывный визуальный контроль за следующими впереди мотоциклами на предмет обнаружения возгорания, проколов шин или проблем с креплением багажа.

Хвост колонны - идеальное место для выполнения всех указанных функций, но для этого замыкающий должен иметь соответствующую водительскую подготовку и практику. В путешествиях именно на этом мотоцикле должны находиться расширенная аптечка, огнетушитель; он должен быть оснащен аварийной сигнализацией и средствами мобильной и/или радиосвязи. В идеале замыкающий должен обладать навыками оказания первой помощи и закончить продвинутый этап на курсах вождения мотоцикла (Motorcycle Safety Foundation (MSF) Experienced Rider Course (ERC)).

Если замыкающий видит, что перед началом движения кто-то из находящихся впереди него мотоциклистов забыл убрать подножку, он передает об этом по радио ведущему, и тот соответственно задерживает старт.

Перед остановкой при торможении замыкающий наблюдает за стоп-сигналами всех мотоциклов и после остановки извещает тех, у кого он не работает. То же касается неработающих или забытых включенных указателей поворотов. Хороший замыкающий всегда заметит ослабший и болтающийся багаж, развязавшийся крепеж или открытый кофр. (В принципе, каждый член группы способен периодически осматривать движущийся впереди него мотоцикл товарища).

Если один из мотоциклистов по той или иной причине вынужден немедленно покинуть колонну, в обязанности замыкающего входит определить, требуется ли ему помощь, и если да, то остаться с ним и оказать ее. При вынужденной остановке мотоцикла в неудобном месте замыкающий остается с ним и передает по радио ситуацию ведущему колонны, чтобы тот, продолжая движение вместе с колонной, назначил нового временного замыкающего и заодно начал искать подходящее место для парковки. Если проблема существенная и требуется помощь "всего коллектива", то замыкающий немедленно сообщает об этом ведущему и просит остановки и возвращения колонны. Так, перед началом оказания первой медицинской помощи необходимо передать соответствующий запрос по радио удаляющейся колонне, и возможно, в ней найдется человек, который сможет быстро вернуться и оказать ее более профессионально, чем замыкающий, оставшийся с пострадавшим. Как раз по этой причине, если в колонне есть пассажир, то желательно, чтобы он ехал с вместе замыкающим на одном мотоцикле в хвосте колонны: в то время как один сможет заниматься пострадавшим, другой будет поддерживать радиосвязь.

При движении колонны замыкающий может заметить, что один или несколько членов группы с трудом справляются с поворотами и сильно перед ними притормаживают. Это явный признак того, что группа заставляет их идти на пределе своих возможностей. Замыкающий в этом случае должен сделать одно из двух:

Если замыкающий замечает, что кто-то из членов группы по каким-то причинам управляет своим мотоциклом в стиле, несовместимом с безопасностью остальных участников и, как следствие, не имеет права продолжать движение как равноправный участник колонны, двигаясь в таком стиле, он ОБЯЗАН информировать об этом ведущего и запросить немедленную остановку для выяснения и разрешения проблемы. В большинстве случаев группа НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендует провинившемуся покинуть колонну и при необходимости выделяет одного или нескольких мотоциклистов для препровождения его в безопасное место. Как правило, в роли эскорта выступает замыкающий.

В особо серьезных случаях, включающих употребление наркотиков, алкоголя, или при возникновении проблем медицинского характера, группа не должна позволять такому мотоциклисту продолжать поездку, если, конечно, его вообще удалось остановить. Надо найти вариант, при котором "проблемный" мотоциклист не смог бы воспользоваться своим мотоциклом до протрезвления/излечения - попросить одного из пассажиров доставить его мотоцикл в безопасное место, например, для ночной стоянки. Нельзя допускать, чтобы "проблемный" член группы пытался сесть на свой собственный мотоцикл даже в качестве пассажира - он должен быть доставлен на место протрезвления или лечения другими способами.

Если ведущий или замыкающий настаивают на том, что кто-то из участников пробега по определенным мотивам должен покинуть группу, никто из других членов группы НЕ ИМЕЕТ ПРАВА противоречить и позволять провинившемуся продолжать движение в колонне. Если тот отказывается покинуть колонну, вся колонна должна прекратить дальнейшее движение и не возобновлять его до тех пор, пока провинившийся не уйдет.

Как ведущий, так и замыкающий колонну - люди, выбираемые всей группой, цель которых - безопасно довести колонну до места назначения. Это вовсе не символические должности. Они требуют от человека зрелости, опыта, способности обучать людей, умения сотрудничать с коллективом, хороших навыков общения и здравого смысла. И иногда нам не мешает поблагодарить таких людей за эту работу.

Используются технологии uCoz