НАЧИНАЮЩИМ МОТОЦИКЛИСТАМ
This document can be accessed on the web using the url:
http://grosbeak.wpi.edu:8080/pages/bike/docs/beginner.html
Thanks to: Lisa Delorme, Lissa Shoun, Andy Beals.
0. МОТОЦИКЛ!
Один из главных вопросов, который задает себе новичок - это какой мотоцикл лучше всего подходит для него? Дело в том, что однозначного ответа на этот вопрос нет и быть не может, и более того, если вам пришло в голову спрашивать такое, то может быть, вы еще не поняли, для чего вообще нужен мотоцикл! Однако впервые в жизни садясь на мотоцикл, постарайтесь, чтобы им не оказался GoldWing или Ninja ZX-11. Поверьте нам - у вас еще будет достаточно времени в жизни, чтобы купить хоть 10 байков вашей мечты! Как новичку вам следует помнить о том, что именно у вас намного больше шансов уронить свой аппарат, причем не исключено, что уронить прямо на себя! Поэтому первым мотоциклом должен стать недорогой (в том числе и в обслуживании) аппарат, желательно без большого количества пластиковой обвески. Покупайте что-нибудь легкое по весу - и легкое в управлении, желательно не слишком мощное. Идеальными считаются машины в диапазоне от 250 до 600 кубов, и в большинстве регионов США такого типа аппараты можно приобрести за умеренные деньги - от 1 до 2 тыс. долл.
Несмотря на то, что в журналах постоянно сообщают о новых удивительных достижениях в области разработки таких монстров, как разные там fgxsrz и проч., многие из них могут просто не подойти вам по индивидуальным показаниям, например, по вашим требованиям к комфорту (расположение руля, подножек, наклона сиденья, обтекаемости потока воздуха в движении и т.д.), мощности, весу и сотням других строго индивидуальных параметров. Журналисты не в силах учесть все эти параметры в своих обзорах, но вам стоит помнить о том, что разница в 0,2 секунды в гонке на 1/4 мили не играет совершенно никакой роли в обычных дорожных условиях. Конечно, следует обязательно читать обзоры и сравнительные статьи про мотоциклы, но куда более важно не зацикливаться на этом и выбирать мотоцикл индивидуально "под себя", в соответствии с вашими личными требованиями к комфорту и ездовым качествам. У мотоцикла, как практически ни у одного другого транспортного средства, уровень взаимодействия человека и машины чрезвычайно высок, поэтому наличие - или отсутствие - кажущихся незначительными в момент покупки деталей или расхождение ожидаемого вами с имеющимся может разочаровать вас уже через 100 миль пробега.
Следует сразу оговориться - я написал эту статью в основном для того типа людей, которые говорят: "А чему тут учиться, вот газ, вот тормоз, на велосипеде я вроде езжу, моцик - то же самое, только с мотором... Разве нет?", и они говорят это совершенно серьезно! Я постараюсь сделать все, чтобы они изменили свое мнение и не пребывали более в таком неведении, потому что от него до неоправданных и фатальных поступков - один шаг. Прошу прощения за излишне длинный документ, но поверьте, что здесь освещены только самые необходимые, базовые требования к мотоциклисту. Опытные байкеры все это уже давно знают.
1. ПРОЙДИ ОБУЧЕНИЕ !!!!!
Еще ДО покупки своего первого мотоцикла стоит научиться его водить, причем водить безопасно для и себя и окружающих. В США этим в основном занимается Motorcycle Safety Foundation - эта организация считается классическим примером "мотошколы" в нашем понимании этого слова. Там в курс входит несколько занятий, которые занимают от 1 до 4 дней и подразделяются на практические и теоретические. Считается пракивлом хорошего тона пройти эту мотошколу и получить сертификат даже в случае, если ты считаешь, что уже умеешь ездить. Опытные инструкторы учат маневрированию, торможению, входу в поворот, объезду препятствий, одним словом, прилагают массу усилий длятого, чтобы впоследствии тебя не пришлось отскребать от асфальта. Для обучения не требуется наличия никаких прав, и мотоциклы вместе со шлемами предоставляет школа. В зависимости от возраста и местонахождения, стоимость обучения не превышает 50-150 долл. Через год после получения сертификата от Motorcycle Safety Foundation ты можешь пройти "продвинутый" курс вождения мотоцикла. Но это в Штатах, а у нас
2. ПОКУПКА ШЛЕМА
Шлем нужен обязательно, этот вопрос даже не подлежит обсуждению. Желательно покупать полностью закрытый шлем, он защищает лучше по сравнению с открытым шлемом, хотя это дело вкуса и иногда зависит от типа мотоцикла. На чоппере мотоциклист в интеграле иногда смотрится не так стильно. Покупая шлем в магазине, всегда заплатишь на 50-80 баксов больше, чем заказывая по каталогу, но при заказе есть риск неверно указать свой размер. При покупке шлема важно соблюдать два правила: подобрать шлем так, чтобы он правильно сидел на голове, и не жалеть на него денег - покупать самый дорогой, какой можешь себе позволить. Это не то, на чем надо экономить и покупать поделие баксов за 50, хотя конечно если ты сам оцениваешь свою собственную голову в эту сумму, то наверное тогда в этом есть смысл В Штатах хороший шлем типа Shoei RF-200 можно заказать по каталогу за вполне приемлемую цену - порядка 140 долл.
Шлем должен правильно сидеть на голове, то есть так, чтобы боковые подушечки плотно прижимались к щекам. При попытке сдвинуть его влево-вправо руками он не должен сильно подаваться. В то же время надо избегать слишком плотной посадки, когда после пятиминутного ношения на лбу и щеках остаются следы. Следы от швов на видимых частях лица часто свидетельствуют о невысоком качестве изготовления - уважающие себя фирмы шьют подкладку таким образом, чтобы швы были не видны и главное, не ощущались кожей лица и головы. Если шлем сидит слишком плотно, это может привести к головной боли, однако нужно помнить, что как любая одежда, шлемы имеют способность разнашиваться, поэтому лучше выбрать тот, который сидит немного плотнее, чем тебе кажется необходимым. Размеры шлемов разных производителей - разные, XL от Shoei может, например, соответствовать L от Arai. Примерять подержанные шлемы с целью купить такой-же новый, нет смысла - он скорее всего уже разношен.
Убеждение многих в том, что шлемы ограничивают бокове зрение - не более чем заблуждение. Кое-кто может сказать, что в шлеме хуже слышно - но на самом деле нормальный шлем приглушает звук мотора и способствует тому, что в итоге ты лучше слышишь посторонние звуки. Что касается заявлений о том, что шлемы провоцируют повреждения шеи и шейных позвонков - что-ж, на этот счет у меня нет достойных возражений. Могу предложить лишь одно - поезди в шлеме с месяц и решай потом сам. Если до этого ты гонял без шлема, то в первую неделю ощущения будут странными (особенно в интеграле), но вскоре ты привыкнешь к нему - при условии, что размер и тип подобраны правильно.
3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ МОТОЦИКЛИСТОВ
Если хочешь избежать неприятностей, ты должен быть полностью защищен с ног до головы каждый раз, когда садишься на мотоцикл, независимо от того, жарко на улице или холодно, и едешь ли ты на дальняк или просто решил сгонять до магазина. Здесь действует такой же принцип - покупай самое дорогое из того, что можешь себе позволить. Или еще дороже. Хорошая одежда защитит от порезов, ушибов, битого стекла и стертых коленей или синяков, которые можно легко заиметь, упав даже на небольшой скорости. В принципе стоимость недорогого подержанного мотоцикла вполне может равняться стоимости хорошей защитной одежды, в этом нет ничего необычного, и ты должен быть готов к этим затратам. Вот что тебе понадобится:
КУРТКА: Для поездок на мотоцикле надо иметь специально предназначенную для этого куртку. Тонкая кожа не пойдет. Цены на хорошие мотокуртки начинаются от 300 долларов. Куртка должна сидеть достаточно плотно, чтобы при падении она не задралась, обнажая пузо или спину. Но в то же время достаточно свободно, чтобы под не можно было одеть свитер в холодную погоду. Сама по себе кожа плохо сохраняет тепло, она больше предназначена для защиты,чем для езды в холодную погоду. На шее и на запястьях должны быть надежные застежки или липучки, иначе под них будет пробираться ветер. Кожаные костюмы или комбинезоны для гонок наиболее оптимальны с этой точки зрения, но сравнительно дороги. Не стоит искать подходящую одежду в бутиках или универмагах, там все равно нет того, что тебе нужно - самое время отправиться в специализированный мотомагазин. В качестве альтернативы многие фирмы производят классную одежду из Кордуры, нейлона, других искусственных материалов, с кевларовыми вставками (это то, из чего делают пуленепробиваемые жилеты). Они зачастую даже лучше по своим защитным свойствам, чем мотоциклетная кожа и стоят порядка 320-350 долларов.
ШТАНЫ: В идеале всегда надо носить кожаные или нейлоновые штаны с защитными вставками. Но таскать хи на себе их весь день неудобно и непрактично. С другой стороны,согласно результатам исследований, деним джинсов Levi's протирается на асфальте на дистанции 120 см (4 фута). Поэтому решение предстоит принять тебе самому. Сам определи, что для тебя важнее, и сделай выбор в пользу удобства или безопасности. Aerostich производит штаны, пристегивающиеся к куртке (около 300 долл.) или цельные костюмы-клмбинезоны (около 600 долл.). Кожаные костюмы в большинстве случаев поставляются в раздельном варианте (штаны, пристегивающиеся к куртке). Тут действует то же правило: никаких модных кожаных штанишек из бутиков!
ОБУВЬ: Ботинки из высококачественной кожи - что может быть лучше, разве что полусапоги, но и те, и другие - без каблуков! Если нравятся кроссовки, выбери высокую модель и завязывай шнурки потуже. Большинство кроссовок и туфель просто-напросто спадают во время удара, подставляя твои голые ноги под падающий мотоцикл. Без сомнения, сандалии, модельная обувь или открытые туфли даже не обсуждаются. Даже если ты не упадешь, они затрудняют управление мотоциклом и в них труднее найти точку опоры при остановке.
ПЕРЧАТКИ: В них ты лучше чувствуешь положение ручки газа и они защитят тебя при падении. Поначалу от них испытываешь странные и кажущиеся некомфортными чувства, но постепенно привыкаешь. Кожаные перчатки лучше передают тактильные ощущения на кожу ладони. Хорошие перчатки, кроме обычных мест, можно найти в магазинах, торгующих кожаными багажными сумками и кофрами.
ЗАЩИТА ДЛЯ ГЛАЗ: Если у тебя не шлем-интеграл, придется по-любому покупать очки. Без них на дороге при скорости более 50 км/ч делать нечего. Очки от солнца не совсем удобны - ветер продувает их насквозь снизу или сверху. Более того - даже если у тебя интеграл с прозрачным стеклом, в солнечные дни придется носить противосолнечные очки. Крыши на мотоцикле нет (кто бы мог подумать!), а без нее солнечный свет намного более интенсивен, чем в салоне автомобиля. Для дневных поездок можно купить дополнительное тонированное стекло на шлем. Иначе купи пару очков для использования только на мотоцикле и выпрями дужки - тогда сможешь одевать и снимать их, не снимая шлема.
Добавление: Или же купи пару настоящих "авиаторских" очков или очков,выполенных в этом стиле, которые одеваются на шлем сверху. Не покупай дешевку, настоящие Ray-Ban'ы не разочаруют качеством и прослужат дольше.
Если планируешь часто брать с собой пассажиров, помни, что именно ты отвечаешь за их безопасность в пути. Если у них нет своей защитной одежды, ты должен обеспечить им минимальный набор. Когда наступает черед заменить свою собственную, не выбрасывай старую - она может пригодиться для твоих пассажиров. Не поддавайся на уговоры знакомых прокатить их (можешь быть уверенным, таких будет немало). Возможно, следует в любом случае подождать примерно полгода и набраться опыта и уж по крайней мере в свое первое лето не брать пассажиров.
4. СТРАХОВКА
Совет тот же - срочно получи страховку. Большинство автомобильных страховых компаний не страхуют мотоциклы, поэтому придется найти ту, что согласится. Некоторые автомобильные страховые компании страхуют только малокубатурные мотоциклы. Прежде всего стоимость страховки зависит от объема двигателя, затем - от твоего "послужного списка" (количества зарегистрированных ДТП и т.д.), возраста водителя и прочих факторов. Если 25-летний юноша с GS450 заплатит менее 100 долл. за целый год обслуживания, то 18-летнему юнцу на ZX-750 может потребоваться выложить более тысячи. Много объявлений публикуется в мотожурналах, дилеры иногда тоже предлагают застраховать мотоциклы при покупке, причем зачастую со скидкой.
В случае твоего столкновения с автомобилем скорее всего самой высокой будет стоимость лечения тебя и твоего пассажира, в то время как материальный ущерб окажется выше у столкнувшегося с тобой автомобиля (хотя все аварии, конечно, разные), если только у тебя не суперновый аппарат, который ты только вчера вынул из упаковки в мотосалоне. Следовательно, скорее всего наибольший материальный ущерб понесешь не ты, а водитель автомобиля. Вспомни об этом, когда будешь думать о виде страховки.
5. ИНСТРУМЕНТ И РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Начни понемногу собирать (1) свой собственный инструмент для гаража и (2) еще один небольшой набор для того, чтобы возить на мотоцикле. Не думай, что стандартного комплекта достаточно. Если ты надменно считаешь, что тебе самому не придется никогда крутить гайки, тогда тебе стоит завести богатого дядюшку или пересмотреть свои потребности и купить Вольво. Мотоциклы как раз и отличаются от машин тем, что ты не можешь позволить себе просто менять масло раз в год, больше ничего не делать и надеяться, что до каких-то пор все будет нормально. Нормально все будет не слишком долго. Многие механизмы и системы мотоциклов требуют относительно частой - по сравнению с автомобилями - настройки, и даже на новых мотоциклах после определенного пробега приходится иногда, скажем, регулировать длину тросиков и натяжение цепи. Несмотря на то, что мотоцикл требует более тщательного ухода, в отличие от машин запчасти для него не продают на каждом углу и сервисов не так много, как нам хотелось бы. Даже если у тебя куча денег и личный механик, ты же не будешь возить его с собой. К счастью, ремонтировать мотоцикл намного легче и приятнее (ну, я так думаю), чем автомобиль. Сразу после покупки нового мотоцикла закажи руководство Clymer на твою модель (порядка 15 долл.), а также всевозможные инструкции у дилера. Имеет смысл заказывать расходники и просто часто изнашивающиеся детали заранее, чтобы не ждать летом месяц, пока дилер Kawasaki доставит для тебя десятидолларовую деталь. Но это уже выходит за рамки "советов начинающим".
Основные инструменты гаражного набора:
Это самое основное, что необходимо иметь под рукой. Я уверен, что у многих найдется что дополнить к этому короткому списку. Каждый волен добавить инструменты по своему усмотрению. Прикинь, насколько сильно ты будешь страдать, если из-за отсутствия необходимой детали тебе придется провести целый день дома, или как далеко тебе придется толкать мотоцикл (и хочется ли тебе вообще это делать), не окажись у тебя в пути при поломке необходимого инструмента. Отдавай должное своему мотоциклу, заботься о нем - и он отплатит тебе тем же.
6. ПРОЧЕЕ
1) Сразу купи смазку для цепи. Цепь подлежит смазыванию каждые 300-400 км, и уж будь спокоен - они будут быстро накручиваться на спидометре.
2) Навешивать аксессуары на мотоцикл можно до бесконечности (или до тех пор, пока не кончится твой счет в банке), но я делать этого категорически не советую. Одна очевидно необходимая вещь - эластичная сетка для перевозки багажа, по пути тебе рано или поздно придется ею воспользоваться. Разные клевые штучки типа тэнкбэга можно приобрести и позднее, когда освоишься с вождением.
3) Если мотоцикл не заводится, то прежде чем паниковать или разбирать движок, проверь три первоочередные вещи: выключатель массы, подножка, топливный кран. Да-да, все мы иногда сидим и в задумчивости чешем репу, а потом нас пробивает посмотреть - эй, а может краник закрыт?
4) Время от времени, кроме регулярной мойки, надо бы полировать металлические детали и укрывать мотоцикл на ночь и от дождя. Кроме внешнего вида, это поможет впоследствии легче справиться с крепежом, который имеет тенденцию ржаветь и потом приходиться ох как помучаться, прежде чем сумеешь отвернуть прикипевший болт.
5) Стандартный замок на руле сломать не очень сложно, особенно если задаться целью, так что присмотри себе замок типа Kryptonite или ему подобный.
6) Если не планируешь пользоваться мотоциклом более 3 месяцев (отпуск, снежная зима), заранее проведи необходимые процедуры по консервации, иначе по возвращении проведешь времени в гараже намного больше, чем планировал. Я не буду рассматривать здесь все необходимые операции, такие, как снятие аккумулятора, слив топлива, и т.д. Главное - найди список и проведи все эти процедуры ДО отпуска или зимы. Зарядное устройство - полезная и недорогая штука, она окупает себя довольно быстро, и ее можно купить в складчину, ты ведь не будешь пользоваться им каждый день.
7) На дороге будь настроен положительно, не езди в плохом настроении и показывай знаки приветствия другим мотоциклистам - мы можем себе это позволить, ведь нас не так много, не правда ли? Даже если он едет на "макаке", а ты - на "Харлее". Ах да, что там еще написано на бензобаках у "Хонд" - "береги природу"! 8-)
И уж конечно просто необходимо регулярно читать rec.motorcycles (и moto.ru). Ежедневная доза хвастовства, бравады, флейма и просто хороших советов не помешают. Так вооружись последней версией Интернет Эксплорера, заряди свой флеймоган и будь готов к отражению атак непосвященных, задающих в сети глупые вопросы типа "Ну на велосипеде я ездить уже умею, а как насчет мотоцикла?" (только прежде вспомни, не был ли ты сам таким же какое-то время тому назад?).